Настольные игры и в особенности ролевые настольные игры - одна из моделей реальности, позволяющей нам оказаться в непривычных и интересных для себя историях и ситуациях. И зачастую разработчики настольных игр заимствуют сюжеты из реальной жизни, чтобы придать своим творениям большей узнаваемости и привлекательности. "За бортом" (ориг."Lifeboat") - одна из таких игр, она обыгрывает вполне реальную ситуацию внутри коллектива, толкает ее участников на взаимодействие или конфликт (в зависимости от личных интересов каждого из участников). Причем роли, распределяемые между участниками, нарочито карикатурные, хоть и знакомые каждому из нас, а некоторые и вовсе заимствованы из имеют реально существующих прототипов. Сегодня мы предлагаем вам оказаться среди команды спасательной шлюпки и узнать - кто эти странные люди и откуда они взялись? С вами Бородатый Горец и, вопреки первому впечатлению, сегодня у нас снова непридуманные истории реальных людей.
Так уж вышло, что в связи с пандемией коронавируса, захватившей мир в прошлые годы, мы провели дома больше, чем когда-либо еще. В связи с чем популярность постепенно завоевывал такой вид семейного досуга, как настольные игры. Их история насчитывает не одно тысячелетие, однако именно конец прошлого века можно считать временем рождения настольных игр такими, какими мы их знаем. Именно в этот период они растут как в количественном соотношении, так в своем многообразии. Настольные игры сближают людей, делают часы совместного времяпровождения дома интересными, ставят нас в неожиданные ситуации из которых, не без всеобщей радости, мы выпутываемся. Так думал и американец Джефф Сядек, который в последний момент задумался над подарком для своего друга — так, буквально за неделю, появилась знаменитая настольная игра «Спасательная шлюпка»(Lifeboat), получившая у нас более пессимистичное название — «За бортом».
Вдохновил Джеффа Сядека на создание игры одноименный фильм Альфреда Хичкока 1944 года. Он повествует о потерпевших кораблекрушение членах экипажа американского судна, оказавшихся в одной лодке со своим противником — немецким матросом, к слову, прибывшим из подбившей их корабль подлодки. Вокруг взаимоотношений между героями и построен основной сюжет фильма, каждый из героев которого имеет свои секреты и готов на все, чтобы остаться в живых. Эту идею позаимствовал американский геймдизайнер, придумавший в уже далеком 2002 году игру о потерпевших кораблекрушение, поместив на одну спасательную шлюпку шестерых весьма колоритных персонажей — среди них алчный капитан, малолетний карманник, грозный силач, хрупкая девушка и матрос, всем своим видом намекающий на свое криминальное прошлое. Затесался среди них и еще один — эстет и любитель картин, именно он был срисован с того самого друга Джеффа Сядека. Что же забыл в такой компании Бородатый Горец? — спросит читатель. Да то же, что и всегда! Вместе с вами мы разберем исторические параллели там, где о них не говорят напрямую.
С историей одной из самых известных морских катастроф нас познакомил Герман Мелвилл в своём произведении «Моби Дик». За основу он взял реальную историю о злоключениях экипажа китобойного судна «Эссекс» из Нантакета, о которых мы знаем, в первую очередь, из воспоминаний старпома Оуэна Чейза и Томаса Никерсона, который был юнгой на злополучном китобое. У Мелвилла это история одержимости капитана Ахава, мечтавшего отомстить за все свои страдания неподвластной ему морской силе, которая в конце концов погубила и его, и экипаж. Реальная история прозаичней лишь в том, что часть экипажа китобоя все-таки пережила встречу с белым китом, однако не все из них добрались до родного Нантакета. Выжившие несколько месяцев блуждали в океане, испытывая острую нехватку питьевой воды и продовольствия. Неоднократно члены экипажа прибегали к каннибализму — одной из жертв стал кузен капитана Джорджа Полларда. К слову, капитан станет одним из тех, кому посчастливится добраться живым. В последствии он станет капитаном еще нескольких кораблей, потерпевших кораблекрушение под его началом.
Вдохновившись этой историей, Джефф Сядек добавил в свою и без того конфликтную игру каннибализм, выпустив в 2008 году первое дополнение. В игре появилась возможность съесть своего товарища, а также новый персонаж — Доктор Хартер. Но кто такой этот доктор Хартер и оправдан ли его кровожадный вид?
Прототипом персонажа кровожадного доктора Хартера, вероятно, послужил знаменитый врач Джон Хантер — один из самых известных хирургов и, как считается, основоположник современной хирургии.
Также шотландский хирург, живший в XVIII веке, послужил прообразом для таких непохожих друг на друга персонажей доктора Джекила (героя Роберта Льюиса Стивенсона, соотечественника Хантера) и доктора Дулиттла, с оглядкой на которого придумали нашего доктора Айболита. Но, в отличии от добрых сказочных ветеринаров, доктора Хантера добряком назвать совсем нельзя. Безусловно, Джон Хантер сделал многое для хирургии, а в теле человека разбирался лучше, чем любой другой. Его профессия требовала постоянной практики, которую он осуществлял на уже умерших пациентах. Нередко доктор Хантер выкупал у родственников приглянувшиеся ему тела, а то и занимался гробокопательством. В его коллекции можно было встретить необычные скелеты, трупы уродов, части тел, пораженные болезнью и даже животные, причем, живые тоже — для этой цели он завел собственный зоопарк.
Еще одной безумной идеей Джона Хантера было оживление людей после смерти. Доктор считал, что повешенные и утопленники не умирают полностью и в них еще можно пробудить жизнь. Также Хантер предлагал добровольцам заморозить себя, чтобы в будущем с ними могли поработать уже более опытные врачи. Однако его эксперименты как на животных, так и на людях не достигали успеха. Ставил доктор эксперименты и на себе — решив доказать, что сифилис и гонорея вызываются одним и тем же возбудителем. Хантер привил себе гонорею иглой, которая неожиданно для него самого уже была заражена сифилисом. Заразившись обеими болезнями, знаменитый хирург посчитал свою теорию верной — в итоге высокая репутация Джона Хантера затормозила изучение этих болезней из-за допущенной им ошибки.
Очевидно, присутствие знаменитого доктора должно было воодушевить и без того не дружелюбно настроенных пассажиров спасательной лодки, ведь одно дело иметь в друзьях такого специалиста и совсем другое враждовать — мало ли что будет ждать тебя после смерти. Вот Чарльз Бирн, прозванный «ирландским гигантом» из-за своего роста в 2 метра 49 сантиметров, завещал похоронить себя в свинцовом гробу на дне моря, лишь бы не достаться доктору Хантеру. В успехе его замысла вы можете убедиться лично, посетив Хантеровский музей Лондона, где представлен скелет Чарльза Бирна.
Желание еще больше разнообразить игровой процесс подтолкнуло Джеффа Сядека к созданию еще одного персонажа, также вдохновленного реальной историей. В 2010 году выходит дополнение «пьяному Море по колено» — в игре появляется огненная вода и загадочная мадам Вонг — уж с этой женщиной на борту точно придется несладко!
Реальная личность мадам Вонг воистину загадочна, а сведений о ней не так много. Известная впоследствии как мадам Вонг, девушка по имени Шан начинала как танцовщица в одном из казино Гонконга (по другой версии это было в г. Кантон, совр.Гуанчжоу). Именно там и произошла встреча, которая изменила всю ее жизнь — в 1938 году к 18-летней Шан подошел мужчина, и представившись как «Вонг Кунгкит, сторонник Чан-Кайши», предложил ей свою руку и сердце.
Чан Кайши — личность известная, на тот момент это глава партии Гоминьдан и генералиссимус, а в будущем и президент Китайской республики. Однако и избранник красавицы Шан не был прост, он также успел заслужить известность у китайского народа, причем не только как государственный чиновник, но и как успешный гангстер. Он промышлял тем, что похищал детей богатых родителей, а после требовал выкуп. Однако государственная служба Вонгу очевидно наскучила, а гангстерская деятельность не удовлетворяла тем или иным потребностям, потому Вонг Кунгкит переключился на пиратство. Благо, уже тогда бывший государственный чиновник владел целым флотом моторных джонок и катеров, что позволяло ему догнать почти любое судно. Первоначально Вонг Кунгкит промышлял в водах Янцзы, но вскоре вышел в Южно-Китайское море, где грабил торговые и пассажирские суда. Даже начавшаяся Вторая мировая война (к слову, не самое благоприятное время для пиратства), не помешала Вонгу сколотить состояние, в особенности за счет добычи с японских военных судов. Управа на неуловимого пирата нашлась только в декабре 1946 года — решив поживиться добычей с идущих в Гонконг судов, он был застигнут врасплох военными моряками, а после, пытавшись уйти от погони, попал в руки полиции Макао. Сложно сказать, как именно закончил свою жизнь Вонг Кунгкит, но лишь одно мы можем утверждать наверняка — конец его был бесславен. С его смертью среди соратников-пиратов возник вопрос о преемнике и, соответственно, главе пиратской империи Вонга, который решился просто. Вдова погибшего пирата ясно дала понять двум пришедшим к ней помощникам, что теперь она тут власть, застрелив обоих.
Совсем скоро имя мадам Вонг наводило ужас на владельцев торговых судов, которые, завидев пиратское судно, уж точно знали, что женщина на том корабле — определенно к беде. Мадам Вонг грабила суда не только в открытом море, но и в гавани. Также нередко страдали торговые склады. Под её руководством были проведены и более крупные операции: нападение на голландский пароход «Ван Хойц», португальский фрахтер «Опорто», британское судно «Мэллори», китайский корабль «Конг Фейт» и многие другие. Помимо пиратства мадам Вонг любила азартные игры и нередко пропадала в клубах Макао, Гонконга, Токио и Сингапура. Однако поймать её так и не удавалось.
Ярким свидетельством неуловимости Вонг может служить сообщение, опубликованное в журнале «Вокруг света» прямо в первый день нового 1965 года:
"Десять тысяч фунтов за одну фотографию предлагает португальская полиция в Макао. Всего лишь за одну четкую, сделанную в последнее время фотографию мадам Вонг. Всякий, кто поймает мадам Вонг, может назначить свою собственную цену, и власти Японии, Гонконга, Тайваня, Филиппин, Таиланда с охотой внесут необходимый вклад"
"Десять тысяч фунтов предлагается уже с 1951 года, и несколько человек пытались заработать эти деньги. Все эти попытки кончились смертью. Португальская полиция, и любая другая полиция на Юго-Востоке, хочет поймать мадам Вонг, потому что она — главный пират этих мест."
Даже такой информацией полиция не располагала, а над всяким, кому удавалось подобраться к мадам Вонг, с ее позволения жестоко расправлялись. По различным сведениям, пиратская империя госпожи Вонг включала в себя от трех до восьми тысяч человек и до 150 судов и лодок. Она так и не была поймана и неизвестно как прошли последние годы ее жизни. Периодически мелькали сведения о присутствии мадам Вонг в казино или на встречах именитых бизнесменов, где она появлялась под вымышленными именами. Однажды она, представившись мадам Сенкаку, посетила дом вице-президента Филиппин Мануэля Пелаеса, где также предавалась азарту, играя в рулетку. О том, кем приходилась таинственная гостья, Пелаес узнал неделю спустя, когда на его адрес пришло письмо из Макао — «Благодарю Вас за приятно проведенный вечер. Вонг — Сенкаку».
В заключении хочется сказать, что и таинственная личность мадам Вонг, и гений хирурга Джона Картера заслуживают отдельной статьи. Публикуя материал о героях одной не самой известной настольной игры, мы хотели показать, что если как следует покопаться, то даже самые обычные вещи могут привести вас к захватывающим историям прошлого. А с вами был Бородатый Горец, спасибо и до новых встреч. Другие наши статьи ищите на нашем канале в Дзене, а также в группе "Бородатый Бард", где еще много всего интересного!