В тяжёлые сороковые годы, во время Великой Отечественной войны на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках изготавливались преимущественно керамические изделия технического и медицинского назначения.
Но несмотря на трудные времена, художественной лабораторией, небольшим коллективом художников, создавались уникальные работы в основном выставочного характера на исторические и военно-патриотической темы.
С марта 1940 и по июнь 19.41 г. на Дмитровском фарфоровом заводе выполнял произведения выпускник Одесского художественного училища скульптор Н. Л. Савицкий (р. 1918 г.).
Среди них — скульптуры "Доярка", "Жница", "Птичница", "Сборщица винограда", "Пограничник-часовой", "Лётчики", "Гранатомётчик", "Зверовод", "Гранатометчики", "Шахтер", "Армянка с фруктами".
В 1941 году Калужским музеем изобразительных искусств была приобретена скульптура "Зверовод", выполненная Н.Л.Савицким в 1940 году. Художник изобразил зверовода, который заботливо кормит песцов рыбой.
Н.Л. Савицкий работал совместно с художниками лаборатории ДФЗ А.А. Чекулиной, В.А. Федуловым под руководством К.Г. Тихонова над выставочными произведениями для экспозиции в Лейпциге и Кёнигсберге; юбилейной выставки «6О-летие товарища Ворошилова». Открытие выставки было запланировано на февраль 1941 г. в Центральном доме РККА - «Наша Родина» (посвящённой 25-летию советской власти — 1942 г.).
На антикварном рынке и в частных собраниях все указанные произведения встречаются без марки. Довольно часто местом создания этих работ определяют не Дмитровский, а Городницкий фарфоровый завод или неизвестное артельное производство.
В 1940 году Савицкий Николай Лукьянович под руководством скульптора К.Г. Тихонова вместе с художниками лаборатории завода А.А. Чекулиной и В.А. Федуловым работал над выставочными произведениями для экспозиции в Лейпциге и Кенигсберге, юбилейной выставки «Шестидесятилетие товарища Ворошилова», которая должна была открыться в феврале 1941 года в Центральном доме РККА, «Наша Родина», посвященной 25-летию советской власти.
период ВОВ выпуск художественной продукции практически прекратился. Изготавливались изоляторы, кружки для госпиталей, поильники. Изредка от совета НКМП поступали заказы на создание выставочных произведений: предлагавшиеся темы были связаны с Советской армией и героическим прошлым русского народа. Выпускавшиеся чайные сервизы и вазы украшались батальными сценами Второй мировой войны, орденскими мотивами. В это время на заводе продолжают работать Т. М. Деморей, А. А. Чекулина, И. М. Харитонов, С.Е. Сазонов и др. С. М. Орлов выполнил скульптуры «Друзья дежурные», «На бульваре», «Агентство ОГГ». За многофигурную группу «Александр Невский» (1941-1943 гг.) ему была присуждена Сталинская премия.
В 1944 г. Сергей Михайлович Орлов создал триптих (трехфигурную) композицию по мотивам одноименной сказки А.С. Пушкина - «Сказка о рыбаке и рыбке». Авторский экземпляр, где фигуры были объединены основанием, впоследствии был передан в ГТГ.
Татьяна Михайловна Де-Морей. Работала в сороковые над чайным сервизом "Орденский" и вазой "Победа".
Сервиз был украшен изображением орденов Александра Невского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, что ярко свидетельствовало о преемственности «гарднеровских» традиций в художественном оформлении предметов, прославляющих ратные подвиги.
Ваза "Победа" носит подарочный, репрезентативный характер. В медальоне находится изображение праздничного салюта на Красной Площади.
С началом Великой Отечественной войны Василий Трофимович Боголюбов супруг Де-Морей. был призван в Красную армию, где в свободные минуты брал в руки карандаш, писал портреты и карикатуры для фронтовых газет.
После победы вновь вернулся на Дмитровский фарфоровый завод, где работал в художественной лаборатории скульптором по созданию изделий для массового тиражирования в фарфоре.
В предисловии к иллюстрированному альбому "Мастера кисти и резца" Н.А.Сотникова пишет:
"Почти полвека жила в нашем городе удивительная творческая семья: скульптор Василий Трофимович Боголюбов, его жена Татьяна Михайловна и ее сестра Лариса Михайловна Де-Морей. Т.Боголюбова предпочитала работать в фарфоре, а Л.Де-Морей - в керамике. Многие работы этих мастеров находятся сегодня не только в личных коллекциях друзей и родных семьи Боголюбовых, но и в собраниях известных музеев. А скульптурные работы В.Боголюбова, особенно 30-40 гг. прошлого века, давно стали редкостью."
Во время войны выпуск художественного фарфора был прекращён, но отдельные работы всё-таки появлялись.
Будучи мастером художественной лаборатории Дмитровского фарфорового завода, Александра Алексеевна Чикулина создавала уникальные авторские росписи преимущественно к значительным юбилейным датам, важным историческим событиям и к большим художественным выставкам.
В 1940 ых годах художница работала над сервизами патриотичных тематик, среди них "Битва за Родину" и "Оборонный".
Также в это время расписывала сервизы в декоративной манере, о чем свидетельствуют сохранившиеся эскизы художницы. Которые являют собой тонкую орнаментальную графику, основанную на геометрическом и цветочном орнаменте, со сказочными и флоральными мотивами.
Создавала образцы для массового производства, которые были рассчитаны на воспроизведение в технике печати и аэрографа.
Работала над скульптурными произведениями: "Александр Невский", "Друзья дежурные", "Война, разбитый очаг" и др.
Ниже представлен сервиз росписи А.А. Чекулиной "Мак".
К сожалению сотрудники Музейного объединения "Музей Москвы", название на Госкаталоге.РФ не указали.
Наибольшего мастерства достиг Василий Алексеевич Федулов в технике подглазурной росписи, что принесло ему большую известность.
Стоит отметить, что в 1940-х гг. выпускалось огромное количество подарочных - репрезентативных ваз на Дмитровском фарфоровом заводе. От самых маленьких до огромных напольных и садово-парковых, богато украшенных расписным и лепным орнаментом.
На их тулове художники помещают центральные по смыслу сюжеты — портреты юбиляров, вождей, на оборотной стороне и боках — эпизоды истории, памятные места и приметы «новой стиля». Образцами для фарфористов служили официальные фотографии и живописные портреты. Вазы декорировались растительными орнаментами.
В это время был популярен в декоративном оформлении фарфоровых изделий орнаментализм, который особенно ярко проявился в работах В.А. Федулова на Дмитровском фарфоровом заводе.
Работы Василия Алексеевича выгодно отличались от работ других мастеров. Его роспись была тонкой, практически ювелирной, с присутствием золотой гравировки.
Рекомендую к прочтению.
А.А. Чекулина
https://dzen.ru/a/YvoiFDNuwkohJpfD?share_to=link
В.А. Федулов
https://dzen.ru/a/YvbA6r5UbUNRNPgg?share_to=link
С.М. Орлов
https://dzen.ru/a/YrwcpxSp2glnpzri?share_to=link
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!