Найти в Дзене
Фактум

Почему экономику следует называть ЭГОномикой

Экономика, хрематистика? Эгономика!

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе «Хакнем» и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе «Хакнем» и защищены товарным знаком ®️

Мудрец мыслит категориями, специалист – профессиональными понятиями, а обманутые дольщики, пайщики и вкладчики - словами, не утруждая себя знанием их содержания в договорах и контрактах.
Они, например, плохо понимают, что слова ринг, октагон, рынок, кредит, война по своей
сущности означает одно и то же: продукт неуклонного роста антагонизма между людьми.

Яркие литературные персонажами, любившие произносить красивые слова, не представляя их значения - дед Щукарь, Попандопуло, пан Голохвастов, а в жизни, Поппер, Горбачев, Псаки...
Многие забыли, что, в первородном значении, слова, например, атом означает «неделимый», электрон – «янтарь», стимул – «палка для битья»...

Так дело обстоит и со словом «экономика». Оно имеет и первородное, и современное содержание, различные исторические формы и трудноуловимую сущность. А сущность, т.е. существование явления, порождается единством и борьбой противоположностей. Например, в торговле металлами заключены и добро, в виде умножения доходов продавца, и зло, в виде гор оружия.

В древней Греции, в период господства патриархального, семейного хозяйства, стало привычным словосочетание: эко – дом, номос – порядок, закон, т.е. понятие экономика, по содержанию, равно домострою.
Однако разный достаток в семьях порождал вопросы по поводу причин различия их эффективности. А по мере развития государств возникали практические и теоретические модели экономик, далеко выходящие за пределы семьи.
Автором первых, дошедших до нас, текстов по организации производственных, финансовых процессов в их увязке с моралью, политикой, судебной и военной системами государства был Хамурапи, чуть позже, появились «Веды», где главный упор делался на обосновании необходимости пожертвований храмам.
Лет на 200 позже, появились скрижали Моисея - правила жизни для целого народа, причем, с осуждением стяжательства, власти «золотого тельца».

Современные археологи, находят в гробницах фараонов килограммы золотых изделий, но не находят там золотых монет. Т.е. долгие века аристократы, относились к золотым изделиям как к украшению, но презирали золото в форме денег, поскольку, вплоть до буржуазных революций, они распоряжались самой жизнью менял и ростовщиков.

Аристотель, певец рабовладения, учитель Александра Македонского, в своих трудах признавался, что не понимает, почему топор на рынке обменивается, например, на трёх кур, а владельцы остаются довольными.

Аристотель, иллюстрация из открытых источников
Аристотель, иллюстрация из открытых источников

В этот период, в Греции, наряду с прямым товарообменом, растущую роль уже играли кредитные отношения.
Причем, если товарно-денежный обмен Аристотель считал экономическим, не понимая его сути, то кредитные отношения Аристотель считал хрематистскими.
Он писал
«Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика потому, что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатацию. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидят, так как оно черпает свою прибыль из самих денег… Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый». (Аристотель. «Политика»)

Петти, Кенэ уже догадывались, что равенство двух разных изделий при обмене состоит в равенстве количества труда, затраченного на их производство. Однако многие до сих пор не понимают, что точно измерить количество затраченного труда невозможно. Поэтому стоимость всех товаров всегда определялась и до сих пор определяется «на глазок», с большой ПОГРЕШНОСТЬЮ. Если, например, горшок обменивался на капусту, то владелец горшка, конечно же, был не против получить побольше капусты, но владелец капусты всегда стремился отдать за горшок как можно меньше капусты. Однако излишки капусты сложно превратить в прибыль.

С появлением серебряных и золотых денег, появился соблазн: за меньшее количество изделий, получить больше монет. Монеты, в отличие от капусты, не гнили, их можно было превращать в дополнительные инвестиции. Деньги сделали возможным превращать чужие ошибки в расчётах в свой монетарный доход. Веками, самыми бесхитростными продавцами были владельцы своей «рабочей силы», цена которой редко выходила за пределы стоимости еды, ночлежки и джинсов. Большим соблазном для производителя, была страсть потребителя. Чем острее было желание приобрести изделие, тем большую обменную цену производитель ДИКТОВАЛ потребителю.

Адам Смит, размышляя над проблемой гармонизации рыночных отношений, хотел, чтобы, за счёт роста богатства всего населения, капитализм превратился бы в общество социального благоденствия. Но, попытка разделить национальный доход так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы завели Смита в тупик: чем выше была зарплата рабочих, тем меньше оставалось прибыли у капиталистов.

Адам Смит, иллюстрация из открытых источников
Адам Смит, иллюстрация из открытых источников

По пути гармонизации рынка попытался пройти и Давид Рикардо. Он, поначалу, объявил частную собственность на землю - паразитической, вынуждающей шустрых бизнесменов платить земельным собственникам ренту вместо того, чтобы расширять производство.
Но и Рикардо скоро понял, что, во-первых, он ставит под сомнение «священный» принцип частной собственности, а во-вторых, назвать банкиров, получающих процент с кредитов, тружениками, было бы сверхнаглостью.
Поняв, что капиталист ведёт дело только, если его прибыль РАСТЁТ, в том числе, за счёт сокращения фонда зарплаты, т.е. роста безработицы, дисциплины голода, социальной и политической напряженности в рыночном обществе, Рикардо прекратил поиск путей гармонизации того, что объективно не поддаётся гармонизации.

Если вдуматься в содержание учебников и монографий, например, К.Макконнелла, С.Брю, Г.Менкью, Ф.Партного, тем более, Д.Сороса, то ясно, что современный рынок финансов, ценных бумаг и криптовалют, не говоря уже о мошеннических схемах, откатах, все решительнее уходит и от аристотелевской экономики, и от его же хрематистики.

Сегодня миллиарды инвестируются в охоту за триллионами. Тот факт, что за последние 15 лет криптовалюта из экзотики превратилась в гигантскую отрасль, потребляющую значительные объёмы реальной электроэнергии для выработки абсолютно виртуальных денег, доказывает, что ни термин экономика, ни хрематистика – неприменимы для обозначения реальных финансового бешенства нынешнего глобального рынка.

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе «Хакнем» и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе «Хакнем» и защищены товарным знаком ®️

То, что сегодня в странах Запада ещё что-то производится - чудо. Вывоз реальных производств в Азию доказывает, что для истеблишмента Запада единственным критерием успеха является рост НУЛЕЙ на личном счете. Субъекты, копошащиеся в реальном производстве – неудачники. Люди, перешагнувшие рубеж в 100 миллиардов, не представляют какую-нибудь иную цель, кроме триллиона в их личном распоряжении.

Ясно, что, при конечной массе напечатанных долларов, каждому, кто хочет прийти к триллиону долларов, необходимо, чтобы десять олигархов, «вдруг подарили» бы ему свои сто миллиардов. Но поскольку внутри США осуществить этот план быстро не удастся, то необходимо посмотреть, где можно доллары украсть и поделить их среди членов правящей партии?
Например, не вернуть золото, некогда сданное странами в США «на хранение», а в связи с запретом гей-парадов, заморозить вклады Югославии, Ирана, Ирака, Ливии, России, Белоруссии, все их ценные бумаги, облигации и, тоже, поделить их между собой.
Сегодня суды Запада судорожно ищут юридические оправдания этим планам. Дело двинется быстрее, если убить все производства в Европе, тогда евро перестанет конкурировать с долларом и, таким образом, мир вновь вынужден будет брать в кредит только доллары.

Поэтому я предлагаю вместо терминов экономика, и даже, хрематистика, использовать слово ЭГОномика, что совершенно точно отражает то, на какой теоретической основе корпорация РЭНД и агентство ДАРПА разрабатывает планы мирового господства олигархов США. Иное эгоисты не оплачивают.

Одно спасает положение, сами олигархи очень мало и медленно читают, а соображают, не лучше Псаки. Они предпочитают заслушивать директоров и экспертов, а тем выгодно проблемы разрабатывать и решать неспешно, чтобы, при минимальном напряжении и затратах личных сил, росли их оклады, гонорары, бонусы, в строгом соответствии с законами Паркинсона. Они, конечно, лакеи, но такие же хитрые, как и Фигаро.

Автор: Валерий Подгузов, кандидат экономических наук, подписчик канала Хакнем

-5