Сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» была написана во второй половине 19 века и не сразу получила признание. Почти все критики в один голос осудили ее за безыдейность, абсурдный сюжет, нелепые сцены и странных героев. Более того, литературоведы утверждали, что это произведение не заинтересует детей. И только на рубеже 19-20 веков «Алиса в стране чудес» была оценена как читателями, так и критиками. Многие философы, социологи даже усмотрели в ней скрытые смыслы, завуалированные намеки, многозначительные символы. В отличие от других сказок, «Алиса в стране чудес» дает широкий простор для воображения. В ней нет ярко выраженной морали и внятного сюжета, поэтому каждый читатель находит в приключениях неугомонной девочки под землей что-то свое.
Феномен произведения Кэрролла заключается в том, что оно – как никакая другая детская сказка – бросает скрытый, изящный и остроумный вызов деловому взрослому миру, который считает себя настолько умным, что навязывает свою консервативную мораль детям. Тема бунта юности против самодовольной уверенности взрослых в своей правоте звучит и в историях про Карлсона и Пеппи Длинный Чулок, Маленького принца, Питера Пэна и других. По сути сказки Астрид Линдгрен, Антуана де Сент-Экзюпери, Джеймса Барри – это сюжеты про нестареющий конфликт отцов и детей. О том же писал и Льюис Кэрролл, но он сделал это в такой оригинальной и причудливой форме, что даже вдумчивый и внимательный читатель не сразу угадывает его скрытую мысль
На страницах «Алисы в стране чудес» происходит полная фантасмагория, которая не поддается никакой логике. Карлсон и Питер Пэн весело хулиганят, Маленький принц в причудливой форме проходит путь взросления; Алиса же в подземелье проходит квест абсурда, который явно ничему не учит, не всегда развлекает, иногда кажется скучным, а порой – даже пугает. Но при этом ее приключения предоставляют читателю полную свободу интерпретаций происходящих событий. Читатель становится соавтором Кэрролла, потому что «Алиса в стране чудес» как никакая другая художественная история дает ему возможность вволю фантазировать. Читатель «Алисы» чувствует себя абсолютно свободным. Он не скован сюжетными рамками и авторским замыслом, который как будто отсутствует. Но именно в этом заключается феномен сказки: утверждение самоценности и самодостаточности человеческого ума, который предоставлен сам себе в контексте художественной истории.