Если кратко, то это операционная система на основе ядра Линукс, написанная для мобильных устройств (смартфонов и планшетов). Представляет собой российский форк 2016-го года финской ОС Sailfish, развивающийся параллельно с ней.
Фактически, это то же, что и Андроид, тоже родом из Линуксов. Последняя версия — 4.0.2 update 2 (4.0.2.209 «Балаково») от 22.12.2022. В этом году ожидается появление новой версии. Планируется, что каждая следующая версия будет теперь появляться ежегодно.
Операционная система в настоящее время ориентирована исключительно на госорганы и под корпоративные нужды. Разработчик на сегодняшний день, к сожалению, не собирается выходить на широкий пользовательский рынок.
Гаджеты с Авророй
Интерес в обществе к ОС «Аврора» ощутимо возрос после того, как в СМИ появилась информация о том, что российская компания «Аквариус» запустила в Твери и Шуе массовое производство «КПК в форм-факторе смартфона». На данный момент запущено производство потребительской модели Aquarius NS M11. К концу 2023 года «Аквариус» рассчитывает производить до 2,5 млн устройств ежегодно.
Фактически КПК Aquarius NS M11 представляет собой вполне обычный смартфон, оснащённый 6,67-дюймовым IPS-дисплеем с разрешением Full HD+, однокристальной платформой с восьмиядерным процессором MediaTek Helio P35, 4 Гбайт оперативной и 64 Гбайт флеш-памяти (предусмотрена поддержка карт памяти).
Тыльная камера оснащена 16-мегапиксельным сенсором и имеет LED-вспышку, фронтальная камера имеет 8-мегапиксельный датчик. Поддерживается 4G/LTE, Wi-Fi и Bluetooth, имеется два слота под SIM-карты, а также есть поддержка спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Система имеет набор обязательных для современного устройства датчиков от гироскопа до сканера отпечатков пальцев и АКБ на 5000 мА·ч с быстрой зарядкой PE 3.0. Модель весит 240 г, размеры — 167,3 77 10,2 мм. Сообщается, что устройство может функционировать в диапазоне температур от -20° C до +50° C.
В планах на ближайшее будущее — запуск производства модели Aquarius NS M12, защита которой соответствует стандарту IP68. Это позволит использовать новинку сотрудникам в полевых условиях. Выпуск NS M12 будет налажен во втором квартале 2023 года.
Вышеописанные устройства предназначены прежде всего для объектов критической информационной инфраструктуры, объектов энергетики, экстренных служб, МЧС. Производитель осторожно назвал свои гаджеты «КПК» (карманный персональный компьютер), хотя правильнее было бы в таком уж случае называть такие устройства коммуникаторами, если по какой-то причине он не хочет называть их смартфонами. Кстати, почему?
Примечательно, что на сайте Аквариуса раздел называется именно «Смартфоны». На том же сайте, кстати, уже довольно много моделей таких смартфонов и планшетов с Авророй.
Отличие КПК, коммуникатора и смартфона
Тут я поясню разницу, поскольку сам жил в то время и наблюдал вхождение всех этих устройств в нашу жизнь и особенности изменения их наименований. КПК — это устройство с большим экраном, занимавшим существенно больше половины корпуса, как правило, без функции голосовой сотовой связи. Просто маленький компьютер, не более того.
В то же время сотовые телефоны продолжали совершенствоваться, становились более умными и функциональными, и стало появляться название «смартфон» (умный телефон). Это были те же сотовые телефоны со всё увеличивающимися экранами, занимавшими до половины размера корпуса, а остальную половину занимали кнопки. На них уже стояла Java-машина и запускались игры, но это ещё были сотовые телефоны в нашем сегодняшнем их понимании, хотя тогда их начинали называть смартфонами, то есть умными телефонами.
А вот затем стали появляться гибриды КПК и сотового телефона — телефон с большим экраном и мощью КПК. И их стали называть коммуникаторами. На мой взгляд, очень точное было название, ибо коммуникации могли осуществляться не только через голосовую сотовую связь, но и через массу протоколов Интернета. Но, как это часто бывает в истории, произошла подмена понятий, и коммуникаторы вдруг стали называть смартфонами, а само слово «коммуникатор» практически выпало из нашего лексикона.
Видимо, тем самым маркетологами акцентировалась первичность функционала голосовой сотовой связи над вычислительными возможностями устройства, хотя как раз вычислительные возможности выросли взрывоподобно, и оставили позади все прежние КПК.
Скорее всего такая подмена названий была сделана из-за того, что с точки зрения удобства голосовых звонков коммуникаторы сильно проигрывали сотовым телефонам, и чтобы из-за этого не уронить их продажи (всё-таки большинству устройство было нужно именно для голосовых звонков через сотовую сеть), решили провести их родословную от сотовых телефонов, как их дальнейшее развитие, а не от мало кому в то время понятных КПК. Хотя, по факту, это был как раз КПК с функцией голосовой сотовой связи, как одной из многочисленных его функций. То есть, коммуникатор.
Происхождение ОС «Аврора»
Путь совершенствования непосредственно самой ОС Аврора можно посмотреть на приведённом ниже графике:
Но само её происхождение идёт прямиком из нулевых годов. Давайте хорошенько покопаемся в её родословной.
В 2005 году появилась операционная система Maemo — платформа для портативных устройств, базирующаяся на Debian Linux. Она использовалась в планшетах Nokia 770, Nokia N800, N810 и Nokia N900. В основе Maemo лежат компоненты среды GNOME, в том числе графическая библиотека gtk.
Большая часть кода Maemo открыта, и послужила основой для создания Ubuntu Mobile. Существует множество приложений для платформы Maemo, почти все они бесплатные и свободные.
В 2007 году появился специализированный дистрибутив Linux Moblin (Mobile Linux), предназначенный для запуска на ультрапортативных устройствах, оснащенных процессором Intel Atom. Проект Moblin был инициирован Intel и позднее передан в ведение The Linux Foundation, преобразовавшись в 2010-м году в проект MeeGo, в котором инженеры Intel принимали активное участие.
В качестве основы для графического интерфейса разработчики Moblin использовали наработки проекта GNOME Mobile, адаптируя их для небольших экранов нетбуков. Графический интерфейс рассчитан на нетбуки с диагональю экрана от 7 до 12 дюймов и основывается на библиотеке Clutter, активно использует ресурсы видеокарты.
В 2010 году появляется проект MeeGo — независимый проект, возглавляемый MeeGo Technical Steering Group (TSG) под эгидой The Linux Foundation. В MeeGo используются наработки проектов Maemo (от Nokia), Moblin (от Intel), а также таких Linux-проектов, как Fedora, Debian, OpenSUSE.
Многие частные компании принимают участие в разработке и адаптации MeeGo — Intel, AMD, Novell, ASUS, Acer, MSI и другие. Проект объединил опыт и знания, накопленные в процессе разработки технологий мобильной связи и компьютерных технологий.
Итого, Maemo + Moblin → MeeGo
В 2011 году появляется форк MeeGo — Mer, созданный Open Source-сообществом для дальнейшего развития этой мобильной Linux-платформы после того, как к ней угас интерес оригинального разработчика (компании Nokia).
Изначально проект Mer появился как альтернатива Maemo для запуска на интернет-планшетах Nokia. Однако в момент прекращения работы Nokia над MeeGo, объединившей в себе Maemo и Moblin, проект Mer получил второе дыхание.
Итого, MeeGo → Mer
В 2012 году на основе Mer и фреймворка Qt появляется операционная система Sailfish OS, развиваемая финской компанией Jolla. Пользовательский интерфейс формируется на QML и управляется Wayland. Для взаимодействия с сенсорами поддерживаются стандартные API Qt.
Презентация первого смартфона фирмы Jolla на основе операционной системы Sailfish состоялась 20 мая 2013.
Итого, Mer → Sailfish
В 2014 году российский миллиардер Григорий Берёзкин стал совладельцем компании Jolla. Он договорился с Минкомсвязи о создании российской национальной мобильной ОС на базе Sailfish. Адаптацией Sailfish для России занялась «Открытая мобильная платформа», которая принадлежала Берёзкину. Пока это была только локализация и адаптация Sailfish.
В 2016 году «Открытая мобильная платформа» получила права на разработку и использование Sailfish OS и совместно с компанией Jolla приступила к развитию операционной системы.
В операционную систему Sailfish Mobile OS RUS были встроены средства криптографической защиты информации, поддерживающие российские ГОСТ 28147-89, ГОСТ Р 34.12-2015, ГОСТ Р 34.13-2015, и поддержка разных криптопровайдеров. ФСБ России сертифицировало вариант ОС, обозначенный как «Защищенная мобильная операционная система общего назначения на базе Sailfish Mobile OS RUS».
В том же году Jolla Ltd. подтвердила лицензирование Sailfish OS для компании «Открытая мобильная платформа».
Итого, Sailfish → Sailfish Mobile OS RUS
В 2018 году «Ростелеком» выкупил по 75% акций ООО «Открытая мобильная платформа» и ООО «Вотрон» (материнской структурой финской Jolla является гонконгская Sailfish Holding, акции которой принадлежат, в свою очередь, ООО «Вотрон»), что сделало его владельцем мобильной операционной системы Sailfish OS и Sailfish Mobile OS RUS.
В 2019 году Sailfish Mobile OS RUS получила новый бренд — «Аврора».
Итого, Sailfish Mobile OS RUS → Аврора
30 ноября 2021 года вышел новый релиз ОС Аврора — 4.0 (300 улучшений, из которых более 40 – крупные нововведения).
Что хочется сказать
Судя по всему, государство вцепилось в Аврору зубами, и действительно намерено её развивать. Раньше я относился к этой затее довольно скептически, потому что далеко не все государственные проекты подобного плана оказывались удачными, и причина этому — потеря интереса к изделию после получения подписи о его сдаче, будто бы его для успеха не нужно сопровождать и раскручивать. В результате этого довольно хорошие и перспективные проекты, уже реализованные в металле или в программном коде, просто тупо загибались.
В случае же с Авророй, её явно продолжают пинать, и это отрадно. Нашли мощного потребителя в виде государственных структур, на протяжении вот уже нескольких лет финансируют разработчиков и производителей, а значит, у системы есть шанс на успех, особенно в том случае, если её допилят до той степени, когда она начнёт представлять интерес и для широкого круга обычных пользователей, а не только энтузиастов. Вот тогда дальше всё и пойдёт само.
Другое дело, что на широком рынке система может столкнуться с другой отечественной операционной системой на базе открытого исходного кода Android (AOSP), которую собирается разрабатывать компания Yadro. Судя по опубликованным ею объявлениях о вакансиях на hh.ru, она нанимает ведущих программистов и инженеров-программистов, которым, судя по описаниям, предстоит разрабатывать операционную систему для потребительских мобильных устройств под брендом Kvadra, а также ищет «менеджера по развитию мобильной экосистемы».
А вот с другой ожидающейся российской операционной системой KasperskyOS ей придётся конкурировать уже в госсекторе. Поскольку Авроре всё равно придётся где-то так или иначе конкурировать, почему бы им не сделать упрощённую для использования версию для всех, кому это будет интересно? Отожрут хотя бы часть рынка у Yadro. То же, кстати, касается и KasperskyOS :-)
Ну просто я за максимально возможный широкий рынок, и не пойму, зачем сознательно отказываться от него, ведь оттуда тоже можно получить прибыль. Правда, там за неё придётся биться сильнее и прибыль придёт не сразу. На госзаказах, несомненно, комфортнее. Но неужели у людей не хватает амбиций попробовать свои силы на настоящем рынке? )
На этом всё. Ставьте нравлики, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на мой канал Пока! :-)