Механизм травмы- незавершённая естественная реакция человека на травматическое событие, из-за отсутствия индивидуальных ресурсов, способных противостоять стрессу (невозможность сопротивления или бегству). Исцеление происходит тогда когда у человека достаточно ресурсов войти опять в травматическую ситуацию и завершить реактивный процесс который был остановлен. В ходе терапии происходит разрядка и высвобождение энергии.
Поэтому начинаем всегда при работе с травмой с поисков ресурсов. Ресурсы могут быть внешними и внутренними, к внешним ресурсам относятся увлечение, хобби и поддержка близких людей. К внутренним ресурсам относятся смыслы, образы, положительные воспоминания.
Виды сепараций:
Функциональная - отделение от родителей в зоне заботе о себе (вопросы питания, одежды, жилья где человек решает без помощи родителей, самостоятельно).
Эмоциональная - способность делать выбор и принимать решения вне зависимости от одобрения или неодобрения родителей.
Ценностная - способность самостоятельно определять свои цели, приоритеты, отделять свое мнение от мнения родителей.
конфликтная - возможность выдержать конфликт с родителями, не разрушаться от чувства вины, стыда, обиды и злости.
По моему мнению не сепарированость происходит тогда когда в детстве не удовлетворялись потребности ребенка. Если сепарация не произошла на эмоциональном уровне, значит. не удовлетворялись эмоциональные потребности, или не полностью удовлетворялись. Если на функциональном уровне, то не удовлетворялись потребности в навыках о заботе. В ценностной не давали право выбора и возможность проходить свой опыт, в конфликтной запрет на отстаивания своих границ.
То есть в любой не сепарированости стоят не удовлетворённые потребности и при работе с такими запросами, ищем не удовлетворенные потребности (работаем с эмоциями что не удовлетворялось, каким образом - какие чувства это вызывало тогда, какие "копинг" стратегии выбрал человек в той ситуации, а также какие вторичные выгоды он приобрел в этом процессе) и смотрим как мы можем их удовлетворить сейчас и каким доступным образом он может это сделать на данном этапе жизни.
Не сепарированость влияет практически на все основные сферы жизни. - На отношения с партнером ( детско -родительские отношения). - На здоровье, не умение о себе заботится. ( не пойду к врачу, приду на работу с температурой.) - Зависимость от чужого мнения (что люди подумают). - Не понимание и незнание своих целей и приоритетов. - На финансовую составляющую, не возможность достойно зарабатывать.
Такие люди в разрыве со своим биологическим возрастом, и в психотерапии надо подращивать эмоциональную часть, искать в каком возрасте остановилось развитие личности, а также давать навыки удовлетворения своих потребностей новым поведением.
Автор: Грушевец Надежда Григорьевна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru