«В одном из бельгийских фильмов — «Просторная земля Алексиса Дроевена» (режиссер Жан-Жак Андриен) — неторопливо рассказывается о том. как сын внезапно умершего крупного землевладельца Алексиса Дроевена. некто Жан-Пьер, приезжает из города в фамильное поместье, имея в виду продолжить дело отца вопреки желаниям моложавой адвокатессы-тетушки. стремящейся, наоборот, жить в городе. В другом — «Пятница» (режиссер Хуго Клаус)—с искренней серьезностью излагаются перипетии возвращения домой из заключения субъекта по имени Георгий, получившего срок за сожительство с несовершеннолетней дочерью а теперь заставшего жену в сожительстве с его другом Эриком от которого у нее ребенок.
С не самым сильным своим произведением на фестивале выступили финские кинематографисты— «Баллада о запрете», режиссер Рауни Мольберг,—о раздвоении чувств между матерью и дочерью дворового работника Кристуса, в результате чего девочка забеременела, а Кристус сбежал.
Вспомним тут же и шведскую картину «Остров детей» режиссера Кая Поллака — о мальчике, тайно от матери не поехавшем в детский лагерь, чтобы скитаться по городу, познавая жизнь отнюдь не с самой целомудренной ее стороны. Кинематографисты излагают эту историю безо всякого сострадания к юному исполнителю главной роли.
В том же ряду умело подобранных «шедевров» канадский фильм «Столкновение» (режиссер Майкл Грант) —о поистине необъяснимой любви молодых мужчины и женщины, которые познакомились в больнице после столкновения их автомобилей. Оба более или менее поправились, сняли гипс, стали жить вместе а потом снова направили свои автомобили в лоб другу другу Ни улыбки, ни хохот, подобный тому, что раздавался в кинозале в ходе просмотра фильма, тут неуместны потому что авторы создавали отнюдь не комедию, а нечто психологически изощренное, фрейдистски глубокомысленное.
Взвесим идейный, эмоциональный да в конце концов и просто профессиональный потенциал этих лент (добрая треть программы'), и многое станет ясно относительно общего уровня фестиваля — Нет идей, нет сюжетов! — каждый раз, выходя с просмотров, сокрушались критики - и были правы.
По существу, были правы и те западногерманские режиссеры и продюсеры, которые в ходе фестиваля выступили с совместным заявлением, выражая возмущение некомпетентностью руководства кинофорума, допустившего к конкурсу столь беспомощные ленты. Они сообщали также, что впредь не будут участвовать в фестивале, если в будущем положение не изменится.
Заявление показательное. Уверен только, что одним лишь отсутствием компетентности нельзя объяснить суть проблемы. Точнее было бы говорить о предвзятости, о тенденциозности, об определенной, недвусмысленной позиции тех, кто ведет фестиваль, направляет его курс — гласно и негласно. Недаром у одного из «некомпетентных» руководителей вырвалось признание, что Западноберлинский фестиваль проводится на американские деньги. В контексте такого высказывания становится особенно ясной и история с показом на фестивале два года назад клеветнического американского фильма «Охотник на оленей», и нынешняя дискриминация кинематографий ГДР и Чехословакии, и тот самый подбор фильмов с упором на ленты «вне политики», вне острых, животрепещущих проблем современного мира, о котором мы ведем речь.
В самом деле, даже такие отмеченные уверенным профессионализмом фильмы, как «Лето в Манхэттене» (США, режиссер Боб Кларк, с Джеком Леммоном в главной роли), «Провинциалка» (Франция—Швейцария, режиссер Клод Горетта), «Маравилла» (Испания режиссер Мануэль Гутьерес Арагон), с любыми скидками не причислишь к фильмам, поднимающим вопросы жизни насущной, а тем более к произведениям, несущим на себе хотя бы отсвет тех явлений, которые характерны для общественной атмосферы стран, их представляющих.
Неспособны были изменить общего впечатления и швейцарская лента «Изобретатель» (режиссер Курт Глоор)—о крестьянине, который, не зная, что гусеничные танки уже бороздят поля Европы (действие происходит в годы первой мировой войны), изобрел гусеницы для своей телеги, ни «Негр Эрвин» (ФРГ, режиссер Герберт Ахтернбуш) — набор безвкусно поставленных эпизодов, долженствующих отразить парадоксы современной жизни: ни «Минестроне» (Италия, режиссер Сержио Цитти)—о похождениях двух голодных молодых людей, мечтающих поесть. Этому рассказу режиссер попытался придать черты трагикомедии, но не справился с поставленной перед собой задачей. …
Лучшим полнометражным фильмом («Золотой медведь») был назван фильм Карлоса Сауры «Быстро, быстро!..» (Испания) — в добротной приключенческой манере изложена очередная история о молодых гангстерах, грабящих банки. Новизна ее. быть может, только в том. что делают они это с каким-то подчеркнутым равнодушием, без всякого как говорится, интереса. В подтексте фильма можно угадать мысль о том, что молодежь в западном мире не просто лишена сегодня идеалов, а даже и не подозревает, что идеалы эти могут существовать» (Орлов Д. Размышления на площади // Советский экран. 1981. 9: 16-17).
Западноберлинский кинофестиваль 1981 года: обзор в "Советском экране"
5 апреля 20235 апр 2023
2
4 мин