Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Основатель Ассоциации участников государственных закупок, директор компании Tenderzone Комол Ниязов считает, что некорректная работа электронного кооперационного портала cooperation.uz наносит серьезный ущерб местным производителям. Сейчас условия, созданные на портале, позволяют жуликам набивать свои карманы, незаконно используя преференции, данные президентом отечественному производителю, и при этом продавая импортируемую продукцию.
Предлагаем вам ознакомиться со статьей Комола Ниязова:
– В продолжение темы, поднятой в статье от 24 октября 2022, где обсуждались проблемы ограничений для отечественных бизнесменов в рамках участия в государственных и корпоративных тендерах, сегодня хотелось бы остановиться на еще более серьезном вопросе, связанном с нечеткими критериями оценки выставляемых лотов и допуску их к торгам оператором электронного кооперационного портала.
В рамках постановления Кабинета Министров № 833 от 30 сентября 2019 года поставщики не имеют права размещать на портале товары иностранного происхождения, а заказчики – заключать договора на закупку товаров, в отношении которых имеется запрет и ограничения в допуске к государственным закупкам. В действительности же эти правила нарушаются участниками торгов с молчаливого согласия оператора кооперационного портала.
Главный вопрос – почему портал в принципе допускает к торгам лоты с товаром иностранного производства, и кто ответственен за допущение подобных нарушений?
Чтобы не быть голословным и проверить, как работает система, я обратился к оператору портала O‘zbekiston respublikasi investitsiyalar va tashqi savdo vazirligi qoshidagi raqamli transformatsiya markazi с целью узнать из первоисточника, какие требования предъявляются к отечественному производителю для получения допуска на кооперационный портал, и что конкретно проверяется оператором, как он идентифицирует производителей.
В телефонном разговоре я сказал, что хочу выставить свой товар, и каковы мои шансы на успех. Мне ответили, что у оператора имеется интеграция с таможенной базой и республиканской статистикой. Если товар не был завезен и в органы статистики был сдан отчет о производстве, то товар можно спокойно выставлять на портале.
В случае, если производство новое, и статистический отчет еще не был сдан, то необходимо предоставить заключение хокимията по месту производства. Для подготовки и выдачи такого заключения, представители хокимията должны приехать на производство, установить его мощность и определить уровень локализации, процент от общего объема, произведенного в Узбекистане, который должен составлять не менее 30% готовой продукции. Также дополнительно может требоваться сертификат на производство товара.
Но где критерии, определяющие локализацию, что понимается под этим словом, где они прописаны? Основываясь на чем, можно подтвердить, или опровергнуть процент локализации? Пока выходит, что учитывается только субъективное мнение проверяющих. Ну а то, что приобрести сертификат на товар не составляет труда, то это общеизвестная практика в сфере закупок.
В инструкции "выставление продукции", размещенной на сайте электронного кооперационного портала, даны поэтапные шаги регистрации и размещения товара в личном кабинете поставщика-производителя, где крупными буквами прописано, что кабинет предназначен именно для поставщика-производителя, а не посредника. Но, судя по тому, что мы видим на сайте, ни законы, ни инструкции, написанные на основе закона, не являются запретом для поставщиков, выставляющих импортную продукцию на электронной площадке.
Вот, к примеру, компания выставляет мячи для большого тенниса, однако производства натурального каучука в стране нет, как нет производства самих мячей.
Или, вот этот товар – мячи для водного поло, поставщик даже с картинкой не заморачивался, скопировал из интернета.
Вот насосный агрегатор от российского производителя "ГМС Ливгидромаш".
Оказалось также, что у нас производят компьютеры еще и такие мощные и дорогие.
Проведение закупок напрямую у отечественного производителя через кооперационный портал, созданный согласно постановлению президента от 01.05.2019 г. № ПП-4302, призвано экономить бюджетные средства и валюту, и расширять возможности сбыта продукции отечественного производства. Но на текущий момент, как показывает практика, возможности портала не идентифицируют производителей, и жулики, использующие преференции, данные президентом отечественному производителю, набивают свои собственные карманы.
Перед нашей страной стоят масштабные задачи, задействуя существующие мощности и трудовые ресурсы, развивать собственное производство, расширять действующее производство и осваивать новые виды востребованной промышленной продукции. Эксперимент по созданию электронного кооперационного портала обязан способствовать планам государства, стимулируя локализацию отечественного производства и импортозамещение, но работать на благо государства эта инициатива будет только в случае полной прозрачности, грамотной координации, строго контроля и персональной ответственности.
Считаю, что необходимо приостановить работу кооперационного портала, до момента создания рабочей системы идентификации производителей, способной отличать импортный товар от отечественного, и не допускать к размещению на площадке продукции, не включенной в перечень товаров иностранного происхождения. Существующие пробелы в системе наносят огромный вред экономике страны подрывая доверие отечественного бизнеса, и их необходимо выявлять и исправлять.
Держи новости при себе: подпишись на Телеграм-канал Podrobno.uz