Найти тему
Записки плохого официанта

Кофейная, у которой не получилось

Помню, открылся в гастрономической столице России первый «ВкусВилл» - так там можно было взять книжку основателя этой сети: о том, как он много и упорно работал, и как у него всё получилось, совершил революцию на рынке ритейла.

Или, тоже помню, открылся первый магазин Natura Siberica - так там можно было взять книжку основателя этой сети: о том, как он много работал, как упорно он работал, без выходных работал...

  • Цельный гол работал. Два полугодия работал. 12 месяцев работал. И даже в отпуск не пошёл; все пошли, а он всё работал.

...и как у него всё получилось, совершил революцию на рынке органической косметики.

  • Причём - характерная деталь: непременно упоминается, что они делали всё наперекор, вот исключительно по-своему, в перпендикуляр всем. Это даже в названиях книг заметно: «Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так», «Бизнес против правил: Как Андрей Трубников создал Natura Siberica». Ну такие бунтари, ну панки же просто.

На бездуховном Западе этих книг просто тьма, сами знаете: и про Nike, и про KFC, и про Walmart, и так оч-чень долго дальше.

Пафос этих книг напоминает раннее стихотворение казанского поэта-инкогнито Авиля Гордовски, дескать, тьма препятствий, но мы рәхәтләнеп справились/справимся:

Срез бедств:
без средств,
чуть бел
(суть мел),
сух - пень
точь-в-точь,
нерв - день,
спазм - ночь,
взгляд - злость,
сам гвоздь
жив тем,
что всем
душа
даст бой
дыша
Тобой.

Когда это было внове - было любопытно, конечно; но сейчас масса этих историй успеха перешла диалектическую грань и вызывают уже тошноту. Этих, извините за выражение, саксес-стори, уже столько, что больше не надо.

А надо - антисаксес-стори. Историю неуспеха. О том, как пытались, а всё одно не получилось; и почему.

Такая история, как мне кажется, и полезнее сама по себе, и найдёт живейший отклик в сердцах соотечественников: куда приятнее услышать, что у такого-то хронические проблемы, долги, привычка пить замечательное кофе капучино с корицей погорячее, семейные неприятности (например, женитьба), чем с завистью узнать, что у приятеля, оказывается, беззаботная жизнь, достаток, привычка пить эспрессо в конце трапезы, приятные события в семье (например, развод).

Почему об этом подумал? - прочитал, что некая такая Келли Кике из Техаса, владелица кофейни под названием Speakeasy Coffeehouse, рассказывает: «Я купила своё здание для кофейни. Оно было построено в 1922-м году и имеет характерный бар, прятавшийся на втором этаже в 1920-х и 30-х годах».

Я как это прочитал, сразу подумал: так ведь и у нас было нечто подобное. Пожалуйста - кофейная Ukume ("укуми").

Именно кофейная, а не кофейня:

Рядом с этим старинным двухэтажным зданием - ещё более старинный одноэтажный кирпичный дом, где в котором в 1905-1907 гг. находилось нелегальное центральное бюро профсоюзов Казани. Чем не спикизи?

Но, как ни крути, спикизи-бар - это одно, а вот спикизи-кофейня - это совсем другое. Увы, мне удалось посетить сие место лишь однажды, потому что сейчас от него осталась только вывеска, а само заведение, увы, больше не работает, не существует.

Почему не получилось? Вот об этом-то и стоило бы написать книгу. По моему простецкому мнению, причина как раз-таки в том, что они располагались на втором этаже. А жители гастрономической столицы России не привыкли подниматься по лестнице пешком аж на целый второй этаж, чтобы выпить приличный кофеёк.

  • К слову, в это здание Ukume переехали из совсем другой части города, потому что сперва открылись именно там, но любителей спешиалти кофе среди завсегдатаев Московского рынка, как ни поразительно, не оказалось: трафика не было. Говорю же, интересная была бы история.

И здесь, как мне кажется, вышло то же самое. Если в Техасе люди готовы подниматься на второй этаж за классным продуктом, то у нас - нет. Исключения бывают, но это именно исключения.

Одна моя хорошая знакомая не согласилась с этим моим суждением. Она считает, что фатальным для Ukume стало отсутствие каких бы то ни было конкурентных преимуществ, потому-то, дескать, у них и не было трафика. Зачем идти именно туда, для чего? что можно получить только там? Если у них упор на кофе - то всегда можно сходить в ближайшую, скажем, "Нефть" или даже Coffee Bean, так зачем нам эта укума?

Не лишено. Мне в связи с этим вспоминается случай, когда мы с женой в Берлине искали одну кофейню, которую я непременно хотел посетить. У нас был точный адрес, а также приложение с онлайн-картой города, и то мы не нашли эту самую кофейню вот так прямо сразу: сперва, идя точно по карте, уткнулись в некий жилой дом, потом нашли неприметную калитку, которая вела во дворы этого, как оказалось, не дома, а небольшого комплекса. Во дворах приложение уже сбилось, не понимая, где это мы шастаем, и мы побрели просто хоть куда-нибудь, лишь бы выйти, и в итоге нашли ту самую кофейню. Она располагается в здании, где раньше была то ли некая фабрика, то ли склад при некоей мануфактуре, место совершенно не на первой линии, совершенно не на первой, и даже не на второй, а при этом там было полно молодёжи.

У нас бы никому в голову не пришло открывать кофейню там, где нет трафика.

А они создали трафик, дав классный продукт.

И всё равно я, как бы двусмысленно ни выглядела фраза, буду стоять на своём: историю успеха берлинской кофейни я бы, возможно, не купил, а вот историю провала казанской - сразу же взял бы.

-2

Еда
6,93 млн интересуются