15 марта своё 90-летие отметила бы Галина Яковлевна Шишмаренкова. Доктор педагогических наук, профессор кафедры русской литературы и фольклора, декан филологического факультета с 1981 по 1998 год. Ученики и студенты называли Галину Яковлевну мамой за её искреннее и душевное отношение к ним, умение найти выход из любой ситуации, а в памяти коллег и людей, которые хоть раз встречались с ней, она всегда останется влюблённой в свою профессию.
Марина Загидуллина, профессор кафедры теории медиа ЧелГУ:
«Мама из моего детства – в чёрной юбке и белой блузке, вдруг без предупреждения приезжает в нашу деревню на Смоленщине, где мы проводим каждое лето у бабушек – родной и двоюродной (мама обеих зовёт «мамой», и мы с братом в некоторой растерянности, но, не сговариваясь, решаем не вникать). Она идёт вдоль Витебского шоссе, под огромными кронами старых корявых ив, и я говорю брату:
– Смотри, это же мама!
– Да ну, – говорит он, – она же в Челябинске!
Но это мама, и весь дом наполняется новой жизнью: старшие гонят мёд в гигантской центрифуге, пчёлы охотятся на нас, малышей, и мы все искусаны так, что глаз не видно. Кипит работа в саду, съезжаются дальние родственники, в общем, праздник!
Нас всех перемещают из комнат на веранду, там августовская холодина, и под пуховыми одеялами особенно уютно и даже жарко (хотя цель – закаливание перед учебным годом). Мама читает нам на ночь книгу – «Алису в стране чудес», которую сумела купить в Москве (книги – дефицит!). У меня слипаются глаза, кролик наползает на червового туза, а мама заботливо спрашивает, всё ли понятно? Не понятно ничего, но как волшебно!
Она читала нам на ночь и в обычной нашей «зимней» челябинской жизни, всего Беляева, например, но любимые книги – Жюль Верн. Его мы слушали месяцами, и это было тоже необыкновенно. А потом, много лет спустя, Жюля Верна в исполнении мамы слушал мой сын. Так что она не меняла своих кумиров. История нашей смоленской жизни закончилась со смертью бабушек: мамина кровная мама умерла там, в деревне, а свою духовную маму (и нашу с братом наставницу) она вывозила в Челябинск уже почти не способную двигаться, с раком лёгких последней степени. Это был ужас и подвиг: несколько суток, страшные советские поезда, ничто не приспособлено к перевозке таких больных, бабушка на краю нервного срыва, но мама всё это преодолела и сумела привезти бабушку в Челябинск. Ведь школу и выпускников нельзя было перевезти в Смоленск. Я не помню за всю мою жизнь большего проявления отчаяния, чем мамины рыдания в момент смерти бабушки, как она звала её, как будто хотела криком вернуть с того света. И дальше она очень изменилась, стала решительной, резкой, очень организованной, а главное – просто глушила себя работой, задачами, деятельностью».
Людмила Месеняшина, профессор кафедры русского языка и литературы ЧелГУ:
«В 1976-1977 учебном году с Галиной Яковлевной Шишмаренковой мы были знакомы шапочно: приветствовали друг друга в помещении учебного отдела – и всё. Но однажды нам пришлось вместе идти до трамвайной остановки (а в те годы это требовало немало времени и усилий – кругом шло строительство нового микрорайона), и мы случайно разговорились. Оказалось, что она уже кандидат наук, защищалась по методике преподавания литературы. Между прочим она сообщила, что недавно ходила смотреть какой-то приключенческий фильм (кажется, «Золото Маккены»), и, встретив мой недоумённый взгляд («серьёзный человек, специалист по литературе – и вдруг!»), пояснила, что в семье двое подростков и им это, конечно, интересно. Меня, признаться, такое «самопожертвование» удивило, и прошло немало лет, прежде чем я поняла, что никакое это не самопожертвование: ей всегда было интересно, чем увлекаются дети, подростки, молодёжь; именно этот живой интерес и лежал в основе её призвания»
Михаил Родионов, доцент кафедры русского языка и литературы ЧелГУ:
«Молодой человек уверенно несёт документы в приёмную комиссию ЧелГУ. В коридоре его встречает женщина средних лет, и дальше происходит такой диалог:
– Куда собираетесь поступать?
– На исторический.
– Зачем он вам? Давайте к нам, на филологический. Мы ведь изучаем ту же историю, только на литературном материале. А какие у нас девушки! На истфаке таких нет!
Молодому человеку аргументы показались убедительными, и он решил поступать на филфак. Этим молодым человеком был я, а женщиной, разговор с которой определил всю мою дальнейшую жизнь и которой я искренне благодарен за помощь в выборе профессии, оказалась легендарный декан филологического факультета Галина Яковлевна Шишмаренкова.
Галина Яковлевна была удивительным человеком. Время её деканства можно назвать золотым веком филфака – почти 400 студентов, семь кафедр, огромный конкурс среди абитуриентов. Благодаря её усилиям открылись такие специальности, как «Журналистика» и «Психология», завязались тесные контакты с лицеями № 11 и № 35, где были открыты филологические классы и преподаватели факультета вели ключевые дисциплины. Она была инициатором открытия университетских комплексных классов, давших ученикам «обычных» школ возможность получить не только углублённые знания, но и льготы при поступлении на филфак. Всё это обеспечило факультет мощным притоком хорошо подготовленных, мотивированных абитуриентов. Стараниями декана в середине 90-х у нас появились компьютерный класс (один из первых в университете), оснащённый самыми передовыми на тот момент «Пентиумами», своя мини-типография, позволяющая тиражировать методические материалы для студентов и выпускать сборники научных статей преподавателей.
Галина Яковлевна удивительно умела ладить с людьми: находить общий язык, быстро гасить начинающиеся конфликты, создавать для решения текущих задач работоспособные группы. На факультете царила атмосфера большой дружной семьи.
Всё это требовало от неё полной самоотдачи. Она первой приходила на факультет, уходила последней. И так шесть дней в неделю. Она знала по имени всех (!) студентов, а они порой были с ней более откровенны, чем со своими родителями. Вспоминаю разговор двух старшекурсников, который я услышал в первые дни учёбы в коридоре:
– Тебя мама искала.
– Куда она пошла?
– К себе в деканат.
Мамой студенты называли Галину Яковлевну. По-моему, более высокой оценки, более искренней формы выражения любви и уважения к человеку просто не существует».
Альберт Акмалов, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики ЧелГУ:
«Галина Яковлевна Шишмаренкова – это человек удивительной души, уникальная личность, подлинный лидер с прекрасным образованием и широчайшей эрудицией. Педагог от бога, который бескорыстно помогал своим ученикам и коллегам реализовывать весь свой творческий потенциал. Она жила и работала в своём правильно выстроенном мире, личным примером показывая, как надо любить своё дело, работать на результат, как разговаривать с людьми, находить в них всё самое лучшее, включать их в активную деятельность. Её жизненной мудрости и прозорливости можно было удивляться бесконечно, как и её урокам и выступлениям. Мастерству владения словом можно было только позавидовать: искренняя проникновенность, завораживающие интонации, выразительные паузы, устное словесное рисование, артистичность, искромётные экспромты, обезоруживающее парирование, юмор, самоирония. Продолжать можно бесконечно. Она влюбляла всех в литературу окончательно и бесповоротно. Многие могут блестяще провести учебное занятие, но далеко не все смогут научить, каким образом методически грамотно выстроить как свою деятельность, так и деятельность обучающихся на занятии, спрогнозировать успешность, беспристрастно проанализировать и наметить новые перспективы в обучении.
О трудолюбии и добросовестности Галины Яковлевны складывались легенды: она приходила на филфак раньше и уходила позже всех, не считаясь ни с болезнями, ни с выходными. Работа доставляла ей радость, она была на своём месте. Как к декану, к ней можно было прийти по любому вопросу в любое время. Для каждого она находила время. Её жизненному опыту, терпению и мудрости можно было удивляться бесконечно, как и умению моментально реагировать на ситуацию, находить отрезвляющие или успокаивающие слова, с достоинством выходить из самых щекотливых ситуаций. Я знал Галину Яковлевну более 20 лет и могу сказать, что многим обязан именно ей – это любовь к педагогической деятельности, терпение, дисциплинированность, требовательность в первую очередь к себе, умение слушать других и находить в них лучшие стороны, держать удар и сохранять лицо в любой ситуации. Галина Яковлевна жила работой и бесчисленными учениками, но она всегда находила время на семью, любимые детективы, кроссворды, обожаемые ею книги и фильмы о животных. Она горела сама и зажигала других, слово и дело никогда не расходились в её делах и поступках, она была образцом человечности, справедливости и чести. Такой она и останется в памяти своих многочисленных благодарных учеников».
Галина Вардугина, доцент кафедры русского языка и литературы ЧелГУ:
«Какие слова можно найти, чтобы описать Галину Яковлевну Шишмаренкову?
По-моему, больше всего ей подходит определение «страстная». Увлекающаяся, яркая, быстрая в реакциях, она была многогранной личностью. Вкладывала душу во всё, за что ни бралась.
Я помню её с 1983 года, когда декан филологического факультета Челябинского госуниверситета отдала свою кофту студентке-первокурснице, заметив, что той холодно. Этот поступок был органичен для Галины Яковлевны, возившейся со студентами, лелеявшей, распекавшей и опекавшей, знавшей все их проблемы, первые увлечения и разочарования. По факультету ходили легенды о студентах-разгильдяях и двоечниках, которых Галина Яковлевна закрывала у себя дома, чтобы они писали дипломную работу.
Многих именно она дотащила, вытащила, привела упирающихся к законченному высшему образованию. На неё могли обижаться, но звали за глаза мама Галя (а потом и баба Галя), и я не знаю других деканов, о которых шла такая же молва.
Я помню Галину Яковлевну и как преподавателя-методиста, умеющего на глазах сформировать контуры урока, определить его структуру и границы. До сих пор в своей работе со студентами я транслирую многие её принципы проведения урока, работы с учениками. Вообще, быстрота и чёткость мышления, скорость реакций, определённость оценок – это тоже о Галине Яковлевне.
Она любила коллективную работу, мы долгие часы проводили за проверкой сочинений на вступительных экзаменах, и здесь мы могли оценить её знания и любовь к литературе. Рассказы и байки от Галины Яковлевны, её юмор, её желание всем помогать и качественно делать свою работу формировали в нас, молодых преподавателях, стремление совершенствоваться в своей профессии, чувство коллектива. К Галине Яковлевне, мне кажется, как нельзя лучше подходит слово «просветитель», такой она мне и запомнилась».
Татьяна Соловьёва, заведующая кафедрой языкового и литературного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО:
«Я студенткой Челябинского педагогического проходила практику в школе, а руководителем практики была Галина Яковлевна Шишмаренкова. В ней очень сильно материнское начало. Она всех нас взяла под своё тёплое крыло. Эта поддержка очень помогла нам.
Галина Яковлевна была очень тактичным человеком. Она никогда не навязывала своего мнения, не заставляла нас вести уроки так, как она считала нужным. Я помню, что придумывала какой-то урок русского языка, решила идти нетрадиционным путём, использовать «новаторские» приёмы, чтобы показать свою «креативность». Галина Яковлевна осторожно спросила: «А может, сделать вот так?..», – и предложила простой и ясный путь. Мне трудно было отказываться от своих ярких, как мне тогда казалось, решений, хотелось быть нестандартной, показать всё, на что была способна (хотя урок почему-то не очень выстраивался…). Но авторитет Галины Яковлевны был так велик, что я ей поверила, хотя не без внутреннего сопротивления. Оказалось, что тот путь, который она предложила, привёл меня к цели гораздо быстрее и эффективнее (а не эффектно, к чему я стремилась).
Она учила нас быть, а не казаться…».
Татьяна Екимова, доцент кафедры русского языка и литературы ЧелГУ:
«Галина Яковлевна Шишмаренкова – из первого поколения университетчиков, начинавших историю филологического факультета и университета, трудоголиков, энтузиастов и романтиков. Она раньше всех приходила утром в университет и позже всех уходила. Окно её кабинета ранним утром и поздним вечером было как маяк для студентов и преподавателей. Пришла она в ЧелГУ, как и многие преподаватели первого поколения, из школы. За ней в университет потянулись и её ученики.
В её судьбе, характере, поведении отразилась базовая связь со школой. Она Учитель, и этим всё сказано. Будучи на протяжении многих лет деканом факультета, она воспринимала факультет как своё беспокойное хозяйство, свою семью, а студентов как своих детей. Студенты для неё были главной ценностью: она их ругала за пропуски занятий и «хвосты», защищала от претензий преподавателей, помогала решать многочисленные личные и семейные проблемы, выдавала замуж, некоторые из них даже становились почти членами её семьи – в силу обстоятельств жили у неё... Сентиментальностью она не отличалась, но руку помощи всегда протягивала.
Вспоминается старый советский фильм с Верой Марецкой «Сельская учительница», в котором показан учитель, посвятивший свою жизнь высокому призванию учительства. Галина Яковлевна говорила, что очень любит этот кинофильм. Она сама любила школу, поэтому свою научную деятельность и две диссертации – кандидатскую и докторскую – связала с методикой преподавания литературы. Многочисленные её курсовики и дипломники, заражённые её любовью к школе, разрабатывали проекты изучения проблемных тем в курсах литературы для средней школы, апробировали их в разных школах, а потом шли туда работать.
Никогда не ограничивала творческую активность студентов, способствовала организации всяких капустников, театральных представлений и т. д., выделяя средства деканата, а часто и свои, на их проведение.
Всегда в работе, всегда занята. Помню, ездили мы вместе с ней и профессором М. И. Бентом на научную конференцию в город Куйбышев (Самара). Располагаемся мы с ней в одном номере гостиницы. Я собираюсь на спектакль в местный драмтеатр – организовала принимающая сторона, Куйбышевский пединститут, а Галина Яковлевна достаёт из сумки пачку студенческих работ: «Надо проверить, пока есть время».
Она не была идеальна, как и все люди. Но это был человек, который нашёл себя в профессии, который «осуществил себя» (Л. Оболенский) в жизни. Она Учитель. Таких, как она, мало.
Полосу подготовила Нина БАСОВА, фото из архива ЧелГУ