Приветствую вас, друзья, подписчики и просто читатели.
Замечали ли вы такую особенность книг - Они "открываются" нам слоями. Первый раз прочитал - увидел одно. Второй раз -уже совсем другое. И так слой за слоем автор открывает нам себя. Да, не все произведения хочется перечитывать. Но я говорю о тех книгах, которые зовут.
Давно стал для меня открытием Рэй Брэдбери. Недаром в предисловии к своему каналу ссылаюсь на него. Большинство его произведений - это предупреждение, иногда даже окрик - "Что делаете! Куда катитесь!"
Его "451 по Фаренгейту" вызвала у меня такие чувства сложные. Мне показалось, что это предсказание-предупреждение нам. Как, впрочем, и многие его работы.
Недавно снова захотелось взять это произведение в руки.И снова сжалась душа - нас предупреждают! Все, что написал Рэй, вполне может быть.
Вот посмотрите. Во все века существовали периоды, когда жгли книги. Такой книжный геноцид. Почему так? Потому что они заставляют мыслить, эти книги. Кто боится мыслящих людей? Мы знаем.
В выдуманном Брэдбери обществе нет книг. Задача пожарных - сжигать их (возможно, и с самими жильцами), а не тушить пожары.
— Это неплохая работа. В понедельник жечь книги Эдны Миллей, в среду — Уитмена, в пятницу — Фолкнера. Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел. Таков наш профессиональный девиз.
Поэтому в мире без книг (значит, там и мыслить нежелательно!) и общение людей подменено на электронных "родственников", которые со стен-экранов тараторят всевозможную чепуху. А обычное общение вызывает неприятие властей.
Девушка Кларисса говорит пожарному Монтэгу:
Просто мама, отец и дядя сидят вместе и разговаривают. Сейчас это редкость, все равно как ходить пешком. Говорила я вам, что дядю еще раз арестовали? Да, за то, что он шел пешком. О, мы очень странные люди.
Странные люди разговаривают и ходят пешком. Мы с вами пока что, слава Богу, странные люди.
— В конце концов, мы живем в век, когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время — как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают… Люди не имеют своего лица.
В этом тоталитарном обществе, созданном автором книги, все под контролем, и электронный пес не знает жалости к своей жертве.
Чем заканчивается сюжет? Войной. Самолеты сбрасывают на город бомбы и город исчезает. Но в живых остаются путники, у которых книги в голове. Которые знают наизусть огромные тексты. А значит, свет в конце туннеля все же есть.
Хочу привести еще немного выдержек из текста.
...Все зависит от того, что понимать под общением. По-моему, общаться с людьми — значит болтать вот как мы с вами. — Она подбросила на ладони несколько каштанов, которые нашла под деревом в саду. — Или разговаривать о том, как удивительно устроен мир. Я люблю бывать с людьми. Но собрать всех в кучу и не давать никому слова сказать — какое же это общение? Урок по телевизору, урок баскетбола, бейсбола или бега, потом урок истории — что-то переписываем, или урок рисования — что-то перерисовываем, потом опять спорт. Знаете, мы в школе никогда не задаем вопросов. По крайней мере большинство. Сидим и молчим, а нас бомбардируют ответами — трах, трах, трах, — а потом еще сидим часа четыре и смотрим учебный фильм. Где же тут общение?
Ой как актуально! Кто связан со школой, прекрасно поймет эти слова. Никакой ИИ не заменит педагогического общения.
Вы заметили, как теперь люди беспощадны друг к другу?
— Вы рассуждаете, как старушка.
— Иногда я и чувствую себя древней старухой. Я боюсь своих сверстников. Они убивают друг друга. Неужели всегда так было? Дядя говорит, что нет. Только в этом году шесть моих сверстников были застрелены. Десять погибли в автомобильных катастрофах. Я их боюсь, и они не любят меня за это. Дядя говорит, что его дед помнил еще то время, когда дети не убивали друг друга. Но это было очень давно, тогда все было иначе. Дядя говорит, тогда люди считали, что у каждого должно быть чувство ответственности...
В западном обществе это уже "расцветает". Но и к нам проникают эти вирусы.
Половину книги Брэдбери можно разобрать на цитаты точно. И я бы их тут много привела, но это будет неуникальный контент для Дзен. Но еще от одной цитаты никак не могу отказаться:
... Сыплют названиями — марки автомобилей, моды, плавательные бассейны — и ко всему прибавляют: «Как шикарно!» Все они твердят одно и то же. Как трещотки. А в кафе включают ящики анекдотов и слушают все те же старые остроты или включают музыкальную стену и смотрят, как по ней бегут цветные узоры, но ведь все это совершенно беспредметно, так — переливы красок. А картинные галереи? Вы когда-нибудь заглядывали в картинные галереи? Там тоже все беспредметно. Теперь другого не бывает. А когда-то, так говорит дядя, все было иначе. Когда-то картины рассказывали о чем-то, даже показывали людей.
Беспредметность захватывает мир...
И мне кажется, что такое общество, его начатки уже есть. Ведь хотят же, например, отменить русскую культуру! Точно так же, как отменили книги у Брэдбери.
Поэтому читаю ";51 по Фаренгейту" и с тревогой думаю: "Хоть бы не сбылось."
А вы читали эту книгу? Какое отношение у вас к ней?
Спасибо, что дочитали! Благодарна за комментарии.