Поговорили с программным директором фестиваля «Белый июнь».
Михаил Фаустов придумывает и проводит книжные фестивали по всей стране уже много лет. В том числе «Белый Июнь» в Архангельске, Михаил — программный директор фестиваля, который стал известен далеко за пределами региона.
Мы поговорили с Михаилом во время его путешествия по Архангельской области, когда они вместе с писательницей Яной Вагнер отправилась в Котлас, Коряжму, Архангельск, Уйму рассказывать о книгах и литературе. Поговорили о том, почему так мало хороших книг про НКО и может ли на Севере появиться большой писатель.
- Михаил, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в мир литературы и стали организовывать книжные фестивали? В том числе, «Белый Июнь» в Архангельске?
- Это как-то само собой получилось. Первый фестиваль мы провели в 2010 году в Новосибирске, он назывался «Черный рынок» и книжки на нем продавались круглосуточно. И в какой-то момент пошло-поехало.
Я сбился со счету, если говорить о количестве городов, но количество фестивалей, которое мы с командой провели точно знаю — их 26. «Белый Июнь» в этом году будет двадцать седьмым.
Фестиваль мы придумали с Васей Ларионовым, который сейчас стал директором Поморской филармонии, а тогда был просто энтузиаст, еще в 2013 году. Мы мечтали о фестивале семь лет. Параллельно, как потом выяснилось, о нем мечтала Ольга Геннадьевна Степина, директор «Добролюбовки».
И вот в 2020 году эта наша общая мечта сбылась, нас поддержало правительство и губернатор, и фестиваль состоялся. Название, кстати, придумала Ольга Геннадьевна, и оно моментально прижилось. Правда, из-за ковида в 2020 году в июне мы не смогли ничего провести, пришлось перенести все на август, и тогда между нами тремя состоялся телефонный разговор, в котором мы не сговариваясь предложили: «А давайте не будем менять название, пусть "Белый Июнь" пройдет в августе, пусть над нами даже смеются, но зато нас запомнят!».
И запомнили ведь! Сейчас БИ, пожалуй, самый крупный и мощный региональный книжный фестиваль в стране. Из него выросли новые направления, не только книги — «Кино», «Арт», «Игра», «Еда», «Музыка». В этом году добавится «Белый Июнь. Дети» — отдельная программа для детей и подростков. Мы развиваем новое направление — «Белый Июнь. Цифра», это про IT-технологии. А еще будет «Белый Июнь. Выпускной».
- У себя в организации мы очень любим читать и вот какие три книги прочли недавно наши сотрудники: «Лучше поздно, чем никогда» Барбары Шер, «В сторону Свана» Марселя Пруста, «1973» Стефана Анхема. Расскажите, пожалуйста, если это не секрет, какие три последние книги вы прочли?
- Я стараюсь читать книги всех писателей, которые ездят на наши фестиваля.
Две последних — это замечательная писательница Катя Манойло и ее «Отец смотрит на запад» и «Типа я» Ислама Ханипаева. И Катя, и Ислам приедут в Архангельск, всем рекомендую этих талантливых ребят. А также недавно прочитал «Франсуа Досс: Жиль Делёз и Феликс Гваттари. Перекрестная биография». Действительно прекрасный пример того, как можно писать биографии, название полностью оправдано.
- Если искать в интернете книги про НКО, мало чего найдешь. С другой стороны, книг в стиле «456 советов для успешного руководителя» — великое множество. Как вы думаете, почему так мало одних книг — и много других? И может ли это измениться в ближайшее время?
- Работа НКО — это не самая простая наука. Здесь нет общих рецептов, каждый набивает шишки сам, каждый бежит по своим собственным граблям. Это с одной стороны.
С другой — для многих НКО стали таким «новым ИП», возможностью получать деньги из воздуха и тратить их потом на себя любимых. Как бороться с таким подходом? Как его избежать? Как отличить НКО созданное для помощи людям от обыкновенной «отмывочной»? Вот такую бы книгу кто написал, но, боюсь, желающих немного найдется. Практики лучших НКО, конечно же надо популяризировать и показывать возможности, которые они предоставляют людям. Про это тоже надо писать и рассказывать. Может быть в книгах, может в прессе, блогах, по телевизору, наконец.
- Мы очень много работаем с малыми территориями Архангельской области, и видим, что библиотеки там все чаще выигрывают проекты и становится центром притяжения молодежи в маленьких населенных пунктах. Как вы думаете, это такая часть эволюции библиотек как пространств? Или просто мода? И возможно ли такое в городах?
Библиотеки на самом деле эволюционируют — и в малых муниципальных образованиях, и в больших городах.
Другое дело, библиотека в сельской местности — это на самом деле центр притяжения, очень часто никакого другого досуга нет, и работают там герои и подвижники.
Я разные библиотеки видел. Такие, которые без света сидят, чай вскипятить не могут, а люди все равно идут туда.
В городах возможностей больше, но и здесь всё зависит от библиотекаря, от человека, от его вовлеченности, от неравнодушия. Я только что был в библиотеках Котласа и Коряжмы и видел там горящие глаза у тех, кто работает. И это прекрасно.
- Расскажите, пожалуйста, самый забавный случай во время фестиваля, который вы организовали или в котором участвовали?
- Это мой самый любимый вопрос, потому что когда его задают, у меня отключается память.
Пожалуй, можно вспомнить август 2020 года, когда на второй день «Белого Июня» в Архангельске пошел горизонтальный дождь. Книги оказались под реальной угрозой, и тогда мы — команда фестиваля, представители издательств, писатели, простые архангелогородцы, кто мимо проходил, взяли и перенесли фестиваль и книжную ярмарку в Театр драмы.
Нам потребовалось 3 часа 18 минут, чтобы полностью перенести фестиваль, программа «поехала» всего на полчаса. Это был момент беспрецедентного единения всех со всеми. Коллективный подвиг. До сих пор вспоминаю этот день с гордостью и восхищением.
- Как вы думаете, в глобальном смысле возможна такая тенденция — все больше горожан будут переезжать из города в малые территории, и популярность книг там будет расти? Или они и так популярны — по вашим ощущениям?
- Думаю, скорее наоборот. Все будут ехать из деревень в большие города. Но популярность книг от этого не пострадает.
Посмотрите вокруг. Сейчас, как и в старые добрые времена началось: люди все больше говорят о книгах, ищут в них смыслы, спорят, копья ломают, ругаются между собою вдрызг. И всё из-за книг. Хорошо это? Если с точки зрения бесконечности, то, наверное хорошо.
- Как вы думаете, возможно ли, что в маленькой территории на Севере появится следующий большой писатель в нашей стране? Есть ли вообще такая тенденция — интерес к местным, локальным историям?
- Возможно абсолютно все.
Писатель может появиться и на Севере, и на Юге, и за Полярным кругом, и в саванне какой-нибудь. Что же до интереса к локальным историям, так других историй и не бывает. Большой мир складывается из маленьких участков.
- Расскажите, пожалуйста, о ваших мероприятиях в Архангельске и области — как отличалась аудитория, где вам понравилось меньше, где больше, как вас приняли, какие впечатления в целом?
- «Белый Июнь» только начал свое движение по территории региона.
И моя персональная мечта, чтобы «Июнь» длился в Архангельской области круглый год. Сегодня в одном городе, завтра в другом, мы с областным Министерством культуры обсуждали это еще три года назад, и вот сейчас начали осуществлять.
Это правильно, так и должно быть, и хорошо, что аудитория везде разная. Где-то больше детей, а где-то — взрослых, которые с работы не к дивану и телевизору идут, а в библиотеку с писателем пообщаться. Отличная тенденция. Хочется, чтобы за ней было будущее.