Найти тему
Загадки истории

Каким был бронеавтомобиль Сталина: история создания

История XX века вполне могла бы пойти другим путем, если бы эрцгерцог Австро-Венгерской империи ехал в пуленепробиваемом автомобиле. Думается, товарищ Сталин прекрасно осознавал сей момент, потому и имел автомобиль, подходящий не только для пассивной обороны, но и способствующий переходу в контратаку.

До Первой мировой войны автозаводов в Российской империи попросту не было – огромной державе вполне хватало лошадушек. Однако уже Великая война требовала немало моторов для огромных армий. И в 1916 году казна выделила 11 миллионов рублей на создание 6 отечественных автозаводов. Правда построить удалось только один из них в Первопрестольной.

Приход к власти большевиков мало изменил ситуацию с автомобилизацией страны – по-прежнему использовались немногочисленные машины иностранного производства. Вот на этих экспроприированных авто и разъезжали лидеры РСФСР. А когда началась индустриализация СССР, то прежде всего растущей промышленности требовались грузовики. И Промышленность начала наращивать их выпуск.

Однако довольно быстро встал вопрос о необходимости создания автомобиля представительского класса на котором будут ездить глава страны и его ближайшие сподвижники. В 1933 году ленинградский завод "Красный путиловец" представил на суд товарищу Сталину 6 автомобилей Л-1, являвшимися первыми лимузинами, созданными в Советском Союзе. Основой автомобиля послужил лицензионный Форд-А.

Л-1 явно являлся моделью экспериментальной, однако уже в 1936 году на его основе был создан вполне надежный ЗИС-101, выпускавшийся до 1941 года и исправно выполнявший функции отечественного лимузина. После войны ему на смену был создан знаменитый ЗИС-110. Но самым знаковым лимузином для правительства оказался созданный в обстановке строжайшей секретности в 1943 году ЗИС-115.

-2

ЗИС-115 имел капсульное бронирование, созданное по аналогии с защитой штурмовика Ил-2. Для этого автомобиля было создано специальное бронестекло марки "Три". Только масса этого бронестекла составляла почти 292 кг. Стекло сохраняло прозрачность даже при попадании нескольких пуль. Это стекло выдерживало выстрел из винтовки пулей 7,62 мм с расстояния 25 м. также автомобиль был рассчитан, что под ним подорвется РГД-33.

Двигатель ЗИС-115 имел мощность 140 лошадиных сил при 3600 об/мин, коробка передач была трехступенчатой, масса составляла 4,2 тонны. При этом первоначальный вариант выпущенный в 1943 году был примерно на 400 кг тяжелее. Всего таких автомобилей создали 56 единиц.

Авто
5,66 млн интересуются