В детстве я, как и многие другие мальчишки все лето катался на велосипеде. Я не проводил ни дня без велика. Мы играли в догонялки, катались в далекие места, несмотря на запреты родителей, играли в автобусы, я вырезал из листа бумаги билеты, рисовал всякие цифры и рисунки, подвозил друзей на багажнике и раздавал им эти билеты😀. Было весело! Я очень благодарен своей судьбе, что у меня было именно такое детство. Еще меня очень привлекали всякие заброшенные автобусы и грузовики. Можно было залезть внутрь и играть в шофера уже практически по-настоящему. Помню я поехал кататься куда глаза глядят. Еду по Казанскому шоссе, въехал в посёлок Афонино. Там была школа по левую сторону. Смотрю на территории стоит какой-то автобус защитного цвета, очень интересный и с виду древний. Заехал туда, начал изучать. Мне было безумно интересно, что это за автобус такой? Я тогда разбирался в ПАЗиках, ЛАЗах, ЛиАЗах, Кубанях, Икарусах, но такого не видел никогда. Для меня так и осталось на тот момент загадкой! Позже, когда появились компьютеры дома и интернет уже подробно изучил этот аппарат. Оказалось - это кислорододобывающая станция АКДС-70 на шасси грузовика МАЗ-200. Странно конечно, как она там оказалась около школы. Внутри, кстати было пусто.
Автоагрегатный завод «Уралец» в 1962 году завод получил крупный военный заказ на производство КУНГов на шасси ЗИЛ-157 и специальных кузовов на шасси МАЗ-200 для газодобывающих станций АДС-50 и АКДС-70. Военные предъявляли к этой продукции очень жесткие требования по качеству и срокам изготовления, и благодаря этому заказу предприятию удалось значительно обновить свой станочный парк и набрать на работу квалифицированных специалистов, что положительно сказалось на статусе самого завода. Станция АКДС-70 предназначена для получения в полевых условиях из атмосферного воздуха жидкого и газообразного медицинского кислорода, не содержащего водяных паров, масла, вредных примесей и не имеющего запаха, а также жидкого и газообразного азота. Получение кислорода и азота в АКДС-70 основано на способе глубокого охлаждения, сжижения и разделения воздуха на основные составные части — кислород и азот. Станция АКДС-70 может работать в одном из следующих режимов:
- получение жидкого кислорода;
- получение газообразного кислорода;
- одновременное получение жидкого и газообразного кислорода;
- получение жидкого азота;
- получение газообразного азота;
- одновременное получение жидкого и газообразного азота.
Азот использовали для продувки баков ракет перед заправкой и для заправки специальных пневмосистем самолетов. А кислород, произведённый АКДС-70 нужен был для дыхания летчиков на больших высотах и для того чтобы, смесь горючего и окислителя в двигателях ракет и самолетов сгорала лучше.
Автомобиль внешне похож на автобус, однако в кузове установлено сложное спецоборудование. АКДС состоит из четырех машин: компрессорной и технологической машин на базе шасси МАЗ, вспомогательной машины на базе ЗиЛ с брезентовым тентом для перевозки вспомогательного оборудования станции и буксировки прицепа, а также электростанция, смонтированная в кузове прицепа. В кузове компрессорной машины установлены: 2 компрессора АВШ-3,7/200, система водяного охлаждения с центробежным насосом 2КМ-6С, трубопроводы и арматура.
Привод компрессоров осуществляется от электрических двигателей АОП2-92-4П, насоса - от электродвигателя АНД-41-2. В кузове технологической машины смонтированы: блок разделения воздуха, детандер ДВД-13 (ДПВ-4,2-200/6-2), насос сжиженных газов 22НСГ-40/40, блок очистки и осушки воздуха, наполнительная рампа. Питание оборудования осуществляется от передвижной электростанции, смонтированной в кузове прицепа. Вспомогательное оборудование установлено в кузове бортового автомобиля, который также служит для буксировки прицепа.
Минский автомобильный завод делал спецшасси МАЗ-200Ш с капотом и лобовым стеклом, но без кабины, и со свободным расположением запасного колеса на надстройке. Сами станции производились на криогенном производстве «Уралвагонзавод», а механический завод «Уралец» поставлял кузова автобусного типа. Каждая станция состояла из двух отделений: технологической машины и компрессорной машины. Обе АДС-50 были на шасси МАЗ-200Ш, а из машин АКДС одна, технологическая, была унифицирована по кузову с АДС-50.
В 1962–65 г. «Уральцем» было выпущено 449 цельнометаллических кузовов на шасси МАЗ-200Ш для азотодобывающей станции АДС-50 для зенитно-ракетных комплексов ПВО «Шексна», «Двина», «Десна» и «Чусовая», 198 вспомогательных машин к кислорододобывающей станции АКДС-70. В 1965 году на смену станции на шасси МАЗ-200Ш пришла кислорододобывающая станция АКДС-70М, которая состояла из технологической машины (на шасси КрАЗ-257 или КрАЗ-250), компрессорной машины (КрАЗ-257, КрАЗ-250), вспомогательной машины (ЗиЛ-131, ЗиЛ-130) и электростанции ЭСД-200-30Т/400М (прицеп МАЗ-5224В). Производство кузовов было передано на другое предприятие. На этот момент на заводской площадке остались невостребованными 40 шасси для азотодобывающих станций. Завод в получил разрешение переоборудовать их под автобусы, в которых остро нуждалось народное хозяйство. Газодобывающих станций АДС-50 и АКДС-70 использовалась на многих ракетных комплексах начала 1960-х г. и военно-воздушных силах до середины 1970-х г. После снятия с вооружения, всё оборудование на машинах демонтировалось. А сами машины или эксплуатировались в войсках в качестве автобусов, или передавались в народное хозяйство, где использовались на усмотрение местных властей.
Передвижная электростанция на шасси МАЗ-200, переоборудованная из специализированного автомобиля АКДС-70 (кислорододобывающая станция) 1962 года постройки, эксплуатировалась в городских телефонных сетях г. Горького (Нижнего Новгорода) с начала 80-х годов. Крайний раз я ее видел в середине 10-х на Окском съезде Нижнего Новгорода, огромная машина.