Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов родился в 1873 году в семье бурлака. По словам самого художника, родителей своих он почти не помнит, так как рано остался сиротой. После смерти отца и матери был отправлен на воспитание к дальним родственникам – мещанам Сорокопудовым – в Саратов.
Когда в юности Иван Силыч начал всерьёз интересоваться рисованием, то, по совету П. Я. Пясецкого стал учеником П. А. Власова – русского живописца, работающего в жанре графики. Его товарищем по учёбе был сам Борис Кустодиев.
В 1897 году молодой человек поступил в Императорскую Академию Художеств на курс к И. Репину, где и получил первую награду – премию Академии за картину «За оградой тихой обители». Главными жанрами его творчества стали портреты, пейзажи и историческая живопись. И хотя он не был художником с «громким именем», его картины умеют завораживать не хуже других произведений современников.
Полистайте галерею, чтобы увидеть больше картин.
Мастерская Горюшкина-Сорокопудова была заполнена множеством старинных нарядов: повседневных, праздничных и даже военных; боярскими, купеческими одеждами и другими костюмами. Всё это служило как для максимальной реалистичности при работе, так и для того, чтобы как можно глубже проникнуться духом Древней Руси, ведь без этого не были бы написаны все те картины, которые позже будут признаны шедеврами.
В пору студенчества у Ивана Силыча было при себе специальное свидетельство Академии, которое позволяло живописцу проникать в исторические памятники городов центральной России без каких-либо препятствий. Достопримечательности Ростова, Суздали и Углича стали основой для множества его работ. Наставник художника – Илья Репин – не раз замечал, что в Иване Горюшкине ярко горит любовь к красоте старой Руси, и именно она освещает все его полотна.
Другие работы художника можно посмотреть в галерее.
Пейзажи Горюшкина-Сорокопудова часто навевают лирическое настроение на зрителей. И неудивительно, что любимым поэтом живописца был Есенин с его любовью к русской природе. Поэтому картины Ивана Силыча, изображающие незатейливые деревни и старинные улицы давно ушедших в историю городов кажутся такими знакомыми и даже родными.
Самым любимым временем года художника была зима с её трескучими морозами, сверкающим на солнце снегом и облаченными в белоснежный иней деревьями.
Самая известная работа Горюшкина-Сорокопудова, изображающая это суровое время года – «Солнце на лето, зима на мороз». Глядя на неё, кажется, что можно услышать хруст снега под ногами барыни в пёстром полушубке, уловить скрип саней и почувствовать обжигающий щёки холод.
Белизна январских сугробов занимает большую часть холста. Кажется, что написать снег – проще простого, однако Иван Силыч делает это с таким мастерством, что не остаётся сомнений в реальности происходящего на картине. Она окутывает наблюдателя тягучей зимней дремотой, с нежностью укрывшей землю пейзажа пушистым одеялом.
Жизнь неторопливо идёт своим чередом: кто спускается к речке за водой, кто степенно шествует по улице, кто погоняет хлыстом лошадей, сидя в звенящих бубенцами санях. Монохромная палитра не отдаёт серостью и бледностью благодаря ослепляющим солнечным лучам, источник которых находится за пределами картины. Чтобы настолько реалистично передать блеск снега и инея, нужно владеть незаурядными навыками, которыми как раз и обладал Иван Горюшкин.
Посмотрите портреты работы художника, полистав галерею.
Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!
Он был очень трудолюбивым и старательным исследователем прошлого, непреклонным реалистом, бескорыстно и полностью отдававшимся своему предназначению. Иван Силыч никогда не желал славы, которая его постигла, но и тогда он продолжал изображать провинциальные пейзажи с той же ясностью, что и прежде. Вот почему его полотна актуальны во все времена, особенно сегодня, когда подлинная старинная архитектура постепенно гаснет под гнётом современности.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!