Третья часть рассказа. Приятного прочтения.
Ванька-Джон крепко задумался. Розовая пелена начала спадать. И правда, почему он как следует не изучил документы? Понадеялся на сайты с позитивными отзывами. А теперь какой-то бомж открыл ему глаза.
Хоть и жалко было денег, а пришлось согласиться, купить фастфуд этому оборванцу. Вдруг и впрямь его советы помогут. Красные пятна на земле до сих пор не давали покоя.
Джон купил пару бургеров и банку газировки новому знакомому. Пока возвращался, заметил коммунальную машину у злополучного банкомата. Рабочий смывал следы с земли брандспойтом. И делал это с совершенно невозмутимым видом.
- Вот оторва, - подумал он. - И не сморгнëт. Что за страна!
И ужаснулся собственным мыслям. Куда он приехал и зачем? И чем дома плохо было? Сколько работы кругом, тысячи вакансий. Так нет же, дармовщинки захотелось.
Идеей уехать в САШ Иван загорелся месяц назад. Узнал о программе переселения случайно, просто кликнул по назойливому баннеру. А там тысячи отзывов благодарных эмигрантов. И все как на подбор твердят о манне небесной и земле обетованной. И фотографии сытых лиц на фоне зелёных лужаек у однотипных особняков. А машины! Внедорожники, пикапы и здоровущие джипы - практически однокомнатные квартиры американского автопрома.
И всё в подарок, почти бесплатно. Лишь пройти программу реабилитации, рассказать о произволе властей покинутой страны и жить в своё удовольствие. Даже работать не надо. Получай пособие и в ус не дуй.
Особо успешным, получившим высокие баллы рейтинга, можно было остаться в центре миграции и подрабатывать консультантом.
Джон прервал раздумья и подошёл к бомжу, вручил ему пакет с едой.
- Ну давай, рассказывай страсти-мордасти, - храбрился Иван.
- Подожди, дай похавать, - вцепился в еду бомж.
- Нда, похоже, что он не очень-то заботится о здоровье, вон какими кусками глотает, - думал он, глядя на бородатую физиономию с энергично работающими желваками.
Бомж в полторы минуты расправился с едой, затем залпом выпил газировку и выкинул пластиковую тару в мусорный бак.
Всё время, пока ел, странно посматривал на небо.
- Ладно, слушай, совет номер раз и он же самый главный, - дожевывая, навёл пафоса бомж.
После чего облизал пальцы и полез в карман за носовым платком.
- Никогда без нужды не подходи к информационным терминалам подобным этому, - ткнул он пальцем в см ерте льно опасную железяку. - Твой цифровой рейтинг зависит от множества факторов. От того, где ты ночевал, что ел, как одевался, какие эмоции отражал на лице, как двигался. В этой стране система слежения контролирует тебя на 99 процентов. Даже то, как ты гадил. И почти ничего не скрыть. Причём курсы реабилитации начинаются лишь через две недели после переезда. Это карантин для приезжих. Только не все его проходят.
Бомж остановился и словно вспомнил что-то. Глаза его вдруг увлажнились, морщины на лице мелко затряслись. Казалось, он собирался с силами перед важной фразой.
- Мы приехали в САШ с приятелем Майком, Мишкой в той жизни. В одной партии, на одном корабле. Подружились ещё в общей каюте для перевозки мигрантов. Эх, сколько планов тогда строили... - Билл вновь сделал паузу, а затем продолжил. - Он тогда сразу экономить начал. Спал на лавках, ел дешёвый фаст-фуд, а днём ходил по улицам и всем улыбался. Думал так рейтинг поднять. И постоянно бегал к банкомату. Смотрел, что с баллами. Но они не росли, а напротив снижались. Причём стремительно. Когда рейтинг Майка стал +3, он запаниковал и сел читать инструкцию. Её тогда ещё в бумажном виде выдавали. С утра до позднего вечера читал. А потом пришёл ко мне. Я как раз в гостинице жил, деньги-то лишние у меня были. Пришёл и заплакал.
- Билли, - сказал он мне. - Нас надули. В этой стране мало улыбаться, чтобы быть успешным и преуспевающим. Чтобы достичь желаемого рейтинга нужно жить в пятизвёздочном отеле, есть в элитных ресторанах, арендовать дорогую машину в каршеринге. Нам следовало привести сюда тысяч 10. Тогда был бы шанс... Но откуда их взять...
Бомж смахнул набежавшую слезу.
Он пошёл к терминалу в последний раз. Очевидцы говорили, что на улице он выкрикивал ругательства в адрес янки и всей этой западной демократии. Естественно, что камеры это зафиксировали.
Майк надеялся, что его депортируют назад. Для этого он и решился на нарушение. Но нейросеть рассудила по-другому....
- Он по гиб? - тихо спросил Джон.
- Красные пятна, они здесь каждый день... Коммунальщики не всегда вовремя приезжают, - сказал бомж.
Эта история ошеломила Ваньку-Джона. Он понял всё. Мысли вихрем носились в его голове. Что-то нужно было делать, принять какое-то решение. Никакие блага этой страны не стоили его жизни. Выжить любой ценой. Вот чего он хотел сейчас больше всего.