В апреле в России начали тестировать платежи физических лиц цифровым рублём. В пилотном проекте принимают участие тринадцать банков. Главное преимущество третьей формы денег – её прозрачность.
Автор Мария Иваткина
Если деньги будут выделены из бюджета, например, на строительство моста, но попадут на личный счёт директора компании-подрядчика, это заметят.
«По сути, это «окрашенные» электронные деньги – каждая единица валюты уникальна, ей присваивается цифровая метка. Можно будет отследить эффективность расходования бюджетных средств и уничтожить всю коррупцию в России», – сказал «Абзацу» финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.
По мнению эксперта, применение новой технологии не так однозначно. С одной стороны, это очень прогрессивно и заманчиво, а с другой – опасно для страны.
«У нас на коррупции держится в стране многое – значительная часть деловой активности, многие цепочки выстроены на коррупции. Бороться с коррупцией надо, это дело благородное, просто надо понимать, что её масштабы достаточно велики. Кто-то кому-то, к примеру, занёс за определённую работу – например, за строительство дороги. Она была построена втридорога, но построена. Если коррупции не будет, может оказаться, что и подрядчика не будет», – считает Голубовский.
По той же причине в Китае цифровой юань внедряется с трудом. В Поднебесной для нечистых на руку чиновников введена смертная казнь, однако страна по-прежнему остаётся коррумпированной. В США введение цифрового доллара и вовсе откладывают на неопределённый срок.
«Потому что там воруют сотнями миллиардов долларов на тех же оборонных заказах. Если уж семейка президента Джо Байдена ворует на оружии, которое поставляется на Украину, то что говорить о других. Ну введёшь ты цифровой доллар – на что эти люди жить будут?» – задаётся вопросом Голубовский.
По мнению эксперта, вводить цифровой рубль в России необходимо. Цифровая валюта породит новый уклад, при котором старые вещи будут невозможны. Со временем это позволит если не победить, то хотя бы снизить уровень коррупции. Однако рубить сплеча может быть опасно.