Найти в Дзене

Минус на плюс: почему мы превращаем одни чувства в другие?

Оглавление

Что такое реактивное образование?

У всех нас бывают события, к которым мы испытываем как хорошие, так и негативные чувства. Например, рождение ребенка — это, несомненно, радостное событие, но за ним также стоит мысль о необходимости просыпаться по ночам, отказ от собственных интересов. Родитель злится на ребенка за то, что тот претендует на все его время и внимание, но не признается себе в этом. И тогда психика совершает перевертыш — превращает непереносимое чувство в его противоположность. Родитель начинает заботиться о ребенке с удвоенной силой — буквально душит его заботой. Это и будет реактивное образование.

Реактивное образование появляется тогда, когда человек не в силах вынести амбивалентность – двойственную природу и сложность своих чувств.

Представим ситуацию: в семье появляется новорожденный, старший ребенок ревнует и злится из-за нехватки родительского внимания. Он пытается маскировать свои негативные чувства, но те все равно прорываются наружу. Ребенок может больно трепать малыша за щеки, слишком сильно обнимать, агрессивно баюкать, угощать сладостями. Свои действия он оправдывает тем, что делает это из любви.

Ребенок подавляет в себе негативные переживания и чрезмерно выражает позитивные, потому что не в силах признать: он не только любит свою младшую сестру, но и злится на нее.

Но почему так важно принять двойственность наших чувств?

Когда мы делим мир на «черное» и «белое», мы будто раскалываем его надвое и существуем то на одном, то на другом полюсе. Например, сначала идеализируем человека, а потом искренне его обесцениваем и презираем. Конечно, это облегчает жизнь, но при этом значительно обедняет картину мира.

Двигаясь от дуализма (хорошо/плохо, да/нет, черное/белое) к амбивалентности, мы, образно говоря, переходим из двухмерного в трехмерное пространство, в котором на одну и ту же ситуацию можно посмотреть с разных сторон, причем – одновременно.

Когда мы принимаем всю палитру противоречивых чувств, которые не исключают друг друга, а сосуществуют вместе, мы наполняем свою жизнь реальным, а не иллюзорным опытом. Это — развитие психики, усложнение мышления, которое учится справляться с парадоксами внутренней и внешней жизни.

Реактивное образование же эту амбивалентность устраняет.

Разберем на примерах. Мать учит маленького ребенка, что нужно быть опрятным, следить за гигиеной, поддерживать в комнате порядок. Свои наставления она повторяет чрезмерно часто и настойчиво. К раннему школьному возрасту ребенок усваивает родительские запреты, предписания, требования - и они начинают влиять на его поведение.

Подростком ребенок может зациклиться на чистоте: мыть голову утром и вечером, чистить зубы после каждого приема пищи, ежедневно стирать одежду. При этом одна лишь мысль об уборке будет вызывать у него отвращение. Детское желание не мыться, быть грязным, почти полностью подавлено, а социально одобряемое желание быть чистым — гипертрофировано.

К реактивному образованию прибегают и взрослые. Это может быть ситуация, когда сотрудник ненавидит или боится деспотичного начальника, но не может выразить злость открыто. Вместо этого он общается с боссом нарочито любезно и пытается во всем ему угодить.

Или другой случай: после расставания человек убеждает себя и окружающих, что ненавидит партнера, отрицая долгую и теплую эмоциональная связь между ними. Это пример того, как реактивное образование превращает позитивные чувства в негативные.

Вспомним Долорес Амбридж — генерального инспектора и директора Хогвартса в «Гарри Поттере». За внешней добропорядочностью и приторной улыбкой героиня маскировала свою садистскую натуру и чувство стыда, которое преследовало ее с детства. Амбридж презирала отца за недостаток амбиций, а мать, за принадлежность к маглам (неволшебникам).

Она безжалостно и ловко присваивала себе чужие успехи и скрывала свое происхождение, преследуя всех «маглорожденных».

Определить, реактивное это образование или нормальное поведение, можно в том случае, если крайняя форма какой-либо добродетели удовлетворяет также и прямо противоположному чувству: чистоплотный человек зациклен только на грязи; глубоко развратный в душе человек превращается в яростного поборника нравственности.

Мы можем спросить себя: что такое мораль и ханжество в своих крайностях, как не реактивные образования?

Как помогает психотерапия?

Психотерапия работает не с конкретной защитой или ее внешними симптомами, а с неразрешенным внутренним конфликтом, который за этим стоит.

К тому же, реактивное образование всегда сопровождается еще какой-то защитой: интеллектуализацией, морализацией, в более сложных случаях — расщеплением и всемогущим контролем.

Терапия, скорее всего, будет построена вокруг осознания амбивалентности. Человек постепенно научится принимать и проявлять разные чувства — даже те, которые раньше казались «ПЛОХИМИ» или «СТЫДНЫМИ». А освободившуюся психическую энергию можно будет направить в другое русло.