HR-эксперт Анастасия Рогозина поделилась инструментами, которые помогают ей балансировать между сверхзадачами и дедлайнами по важными проектами так, чтобы не выматывать подчиненных. Спойлер: первым делом научитесь уважать свое время.
«Был случай, когда подчиненная пять раз переделывала неаккуратную надпись на папке»
Я работала в найме в финансовом секторе, в подчинении около 30 человек. Гиперактивность была со мной всю жизнь. Думала: все надо делать скорее, нельзя опаздывать, а то буду плохим сотрудником. Из-за постоянной гонки у меня страдали планирование, тайм-менеджмент и делегирование.
Когда получала задачу сверху, я не вслушивалась в контекст, не уточняла детали. Из-за этого неверно ставила задачи подчиненным. Например, нужно было подготовить отчет в госструктуру. Я прилетала к сотруднику и ставила неадекватные сроки. Человек спрашивал, откуда брать информацию, а я не знала. Злилась, обвиняла в том, что он не знает, как выполнять работу, бывали конфликты.
Помимо гиперактивности, у меня присутствовала и гиперответственность. Адовая смесь. По сути, я жила работой. Заваливала себя и подчиненных задачами: дедлайны короткие, нагрузка бешеная. Работала с 8:30, приезжала домой около десяти вечера. А после могла до двух ночи обсуждать рабочие вопросы с коллегами по телефону.
Или писала сотруднику в мессенджере в 20:00 о том, что он допустил ошибку, а я сижу и все переделываю. Утром включала пассивную агрессию: «я вчера сидела и делала, чтобы сегодня отправить, а вы в кино ходили, да?».
А еще я ненавидела опечатки и плохо оформленные документы. Был случай, когда подчиненная пять раз переделывала неаккуратную надпись сбоку папки.
При этом коллеги редко возмущались. Я подбирала в команду таких же гиперответственных и гиперактивных людей. Своих не давала в обиду, шла навстречу в личных ситуациях и хлопотала за премии.
Однажды я оглянулась на мою команду и подумала: а почему никто не проявляет инициативу? Теперь понимаю, что давление приводит к исчезновению инициативы, люди не хотят развиваться и выгорают. С гиперактивным руководителем у подчиненных не будет роста, а будут только нескончаемые задачи.
«И тут меня осенило: я сапожник без сапог!»
Наверное, все бы так и продолжалось, если бы я не стала часто болеть и чувствовать сонливость. Пошла к врачу, диагноз долго не ставили.
Заметила, что забросила все, что раньше грело душу: общение с мужем и друзьями, прогулки, кино, рисование. Подкралось выгорание, ресурс заканчивался. Я стала более раздражительной. И тут меня, психолога по образованию, осенило: я сапожник без сапог! Помогаю другим, но не себе.
Признать свои ошибки, взять за них ответственность и решиться изменить жизнь было сложно. Связать выгорание с работой стыдно, ведь «тыжпсихолог», должна все знать и уметь.
Но я решилась. Взяла отпуск за свой счет на две недели, выдержала давление руководителя, которая не была готова к этому, и ушла разбираться с собой. Обратилась к психологу и начала терапию.
Как я изменилась
Терапия с психологом хороша тем, что ты фокусируешься на себе, узнаешь себя. Оказалось, если я что-то не разрешаю себе, то не могу принять и у других. Например, не разрешаю себе ошибаться и не терплю чужие ошибки.
Когда я перестала наваливать задачи на себя, прекратила нагружать подчиненных. Уважая свое время, перестала задерживаться сама и начала принимать право других людей на отдых.
Я раньше думала, что руководитель должен тащить команду, генерить идеи, решать конфликты, а на самом деле его задача сформировать команду, где каждый сможет реализовать свои сильные стороны и их развивать. Где каждый будет важным участником процесса.
Руководитель — это склейка команды. Помните, я говорила, что удивлялась, почему нет инициативы от людей? Оказалось, я не давала им такую возможность, все решала сама. Теперь интересуюсь желаниями коллег, они сами накидывают идеи, а я поддерживаю.
В новые проекты захожу спокойно, выстраиваю коммуникации с позиции «Взрослый — Взрослый», объясняю ситуацию, слушаю идеи команды, пути решения задач. Сложности выносим на обсуждение в формате: как можно сделать. Вместе проводим мозговые штурмы, а потом распределяем идеи на реализацию.
Недавно были переговоры по новому проекту. Руководитель спросил: «А как заставить сотрудников работать?» Я ответила: «Заставить? Никак. Вовлечь — да, результат будет».
Что мне помогает замедляться, чтобы больше не гиперактивничать
Если вы думаете, что терапия — это волшебная таблетка, вы не правы. Поведение человека формируется годами. Моя гиперактивность так и будет проявляться в жизни. Важно видеть моменты, когда это происходит, и останавливать себя. Вот что мне помогает замедляться и оставаться в ресурсе:
🔶Веду дневник от руки. Через тело на бумагу выходит вся торопливость и эмоции. Рекомендую вести дневник всем. Хорошо разгружает и мозг и сердце.
🔶Рисую схемы. Когда прихожу после переговоров, рисую ручкой и раскрашиваю маркером схему на листе А4. Так превращаю свои мысли и идеи в варианты стратегий.
🔶Слушаю свое дыхание и наблюдаю за поведением. Засуетилась? Что произошло? Почему? Куда спешу? Зачем?
🔶Стою голыми ногами на полу. В идеале бы на дачу, к травке, но не всегда есть такая возможность.
🔶Гуляю по лесу, обнимаюсь с деревьями.
🔶За 30 минут до сна не пользуюсь телефоном. Бывает, устраиваю себе выходные вообще без телефона.
Материал по теме: Как удержать в компании 200 сотрудников, настроенных на увольнение
А вы замечали за собой признаки гиперактивности? Как с ними боретесь?