Что такое монохром?
Монохромная живопись создается с использованием только одного цвета или оттенка. Более ста лет художники использовали один цвет как средство для изучения как потенциала, так и ограничений живописи, применяя эту редуктивную формулу для экспериментов с формальными вопросами композиции и тональности или для продвижения теорий, связанных с природой, возвышенным и аналогичные духовные заботы. Монохромный рисунок, воспроизведенный с геометрической точностью или с нюансами выразительных мазков, является непреходящей идиомой авангардного модернизма.
Американский художник, скульптор и гравер всегда интересовался формами, которые окружали его в повседневной жизни, и поэтому он играл с ними в своем искусстве.
Хоть Келли наиболее известен сочетанием ярких цветов, примерно двадцать процентов картин Эллсворта Келли (1923–2015) были выполнены в черно-белом цвете.
Работая в монохроме, отвлекающие факторы цвета и его значения были устранены, и Келли смог насладиться новой свободой, чтобы сосредоточиться исключительно на форме.
Геометрические и органичные, его монохроматические произведения иногда прямо копировали формы из реальной жизни, такие как его знаменитое «Окно» в Музее современного искусства в Париже, созданное таким образом, чтобы по внешнему виду и размерам оно соответствовало окну, с которым он столкнулся в музее. Его монохромные работы широко варьируются по материалу, от картин до скульптуры, но все они остаются поразительными размышлениями о форме; без вторжения отношений между цветами.
Аргентино-итальянский художник Лучио Фонтана (1899–1968), известный как основатель спациализма, известен тем, что в своих картинах он интегрировал трехмерность. Его серия монохромных картин Concetto Spaziale (Пространственные концепции) резко обретает третье измерение, разрезая или прокалывая холст, что оставляет зияющие дыры и порезы на работе. Эти произведения подчеркивают пространство за картиной, предупреждая аудиторию о новых пространствах и формах. Заинтересовавшись провозглашениями футуристов до Первой мировой войны, Фонтана стремился по-новому интегрировать свои материалы и работы в пространство, создавая жестовый язык выражения через движение.
Неотъемлемый член парижской минималистской арт-группы BMPT, швейцарский художник Оливье Моссе (1944) посвятил себя исследованию и искоренению навязчивых представлений о том, что значит быть художником. Искусство Моссе, наиболее известное своими крупномасштабными монохромными работами, можно считать самоочевидным и лишенным метафор.
Заинтересованный повторяющимися узорами и отказом от субъективности, Моссет создал более 200 идентичных картин маслом с изображением маленького черного круга в центре белого квадратного холста в 1966–1974 годах. Это исследование было вызовом предвзятым представлениям о создании искусства, и все его произведения являются продолжением этой концептуальной абстракции. Представление исключительно цвета и формы, его работа допускает бесконечную интерпретацию и опыт.
Абстрактные работы канадско-американской художницы Агнес Мартин (1912–2004), вдохновленные природой, являются доказательством ее заявления 1972 года о том, что «все можно нарисовать без изображения». Ее фирменный узор в виде сетки от руки служит основой для ее монохромных картин с пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Созданные почти исключительно на шести квадратных футах холста, ее свободно геометрические картины сочетаются с органичностью и естественностью.
Изменение масштаба, цвета и ритма в каждой работе; ее картины с сеткой лишь в некоторой степени систематичны, особенно по сравнению с работами других художников-минималистов. Использование ею пастельных тонов и мягких цветов, легкая графитовая работа и случайные штрихи или точки создают среду для глубоких размышлений и спокойного созерцания: момент благоговения между работой и ее аудиторией.
Работы американского художника Кристофера Вула неразрывно связаны с его использованием монохрома, включая картины маслом с большими черными трафаретными буквами на белом холсте, исследуют пересечение и пробелы между явным и скрытым.
Шерсть сначала печатает на холсте монохромные элементы, которые он взял с фотографий или изображений, воспроизведенных с его собственных картин. Затем он слой за слоем наносит на работы белую краску. Это наслоение создает эффект смазывания, стирания и завуалирования, создавая ощущение эфемерности призрака его предыдущей работы. Полученные палимпсесты можно рассматривать в равной степени как с точки зрения того, что они показывают, так и с точки зрения того, что они скрывают.