Глава 11
Марфа уехала из Москвы той же ночью. Она отправилась следом за Салтыковыми, но в отличие от них ехала без тяжело нагруженных обозов, взяв с собой лишь двух служанок. Мать царя покинула двор тихо, останавливалась в монастырях лишь на ночлег, а на рассвете вновь отправлялась в путь. Если бы Маша не была частой гостьей нижегородского монастыря, то отсыл инокини от царя так и остался бы для нее тайной.
Они с Марфой столкнулись на входе. Инокиня исхудала, осунулась, а от былой красоты не осталось и следа. Морщинистая, с потрескавшейся от палящего солнца и долгого путешествия, кожа, опухшие суставы, которые Марфа пыталась спрятать, и взгляд... Не было в нем той надменности, спеси и ярости, которая помогала инокине пройти через все неприятности, подкинутые судьбой. Теперь перед Машей стояла уставшая старушка. Невеста царя упала перед женщиной на колени и поприветствовала не вставая. Марфа подошла к девушке, помогла подняться и заговорила:
- Негоже царице колени перед кем-то кроме господа преклонять.
В голосе Марфы не было злобы или ненависти, она кажется приняла тот факт, что Маша станет женой ее сына. А вот в планы девушки это явно не входило.
- Государыня матушка, прошу, примите мое приглашение и погостите в моих палатах неделю - с этими словами девушка сжала руки инокини и посмотрела на нее взглядом полным мольбы.
- Зачем?
- Мудрости у вас набраться хочу...
- Мудрость тебе господь пошлет. Ты молись, да проси его об этом. Скоро за тобой посыльные от царя прибудут, так ты не упирайся...поезжай...видно богу угодно, чтоб именно так все и случилось. Я благословляю вас на брак, а сама, за грехи свои, удалюсь в дальний монастырь. Ты прости меня, я много горя тебе причинила, не замолить мне содеянное до конца своих дней...
Марфа обняла Машу с теплотой и наверное, даже с каким-то почтением, а после направилась в небольшую комнату, приготовленную к ее приезду. Марфа сломалась. Впервые, за столько лет ей не хотелось бороться и что-то кому-то доказывать. Она устала и хотела лишь одного - тишины.
В ту же ночь Маша с одним из дядьев покинула Нижний Новгород и тайно отправилась в Москву. Беспрепятственно пройдя к царю девушка поклонилась и заговорила:
- Здравствуй, свет мой, Михаил Федорович.
- Здравствуй Машенька!
Царь был рад видеть девушку, но понимая, что сейчас не может обнять свою возлюбленную, лишь протянул ей руку и усадил напротив себя.
- Я за тобой послать собирался, скоро все закончится и ты наконец займешь положенное тебе место.
- Я поэтому и приехала тайно. Нам поговорить нужно. Ты ради меня сослал свою матушку и Салтыковых, но ведь они не повинны перед тобой ни в чем. Я столько раз пыталась с тобой поговорить о произошедшем, но ты прерывал меня на полуслове.
Михаил открыл было рот, чтоб и на этот раз закрыть эту тему, но Маша впервые проявила настойчивость.
- Царь, выслушай. Тогда ты поймёшь, что главной преградой к свадьбе была ни твоя родная мать, которая всей душой желает тебе счастья, ни Салтыковы, а я. В ночь перед тем как мне стало плохо, я выпила яд, привезенный из дома. Твоя мать и Настя шли по коридору с кубком, в котором было противоядие. Они спасали меня от неминуемой смерти...
- Зачем? Зачем ты это сделала?
- Я любила, да и до сих пор люблю другого. Не примет мое сердце никого кроме Нестора. На смотрины к тебе я ехала в полной уверенности, что ты выберешь кого-то из стольных девиц. Ведь они и по красоте, и по уму, и по нарядам выше меня на голову были... А когда твой выбор пал на меня, я сказала твоей матушке, что лучше невестой господа стану, чем твоей. Инокиня Марфа любит тебя больше жизни и потому приставила ко мне Настю, она то и увидела как я пью яд. Не желали они мне худого...
- И сейчас ты моей женой быть не хочешь?
- Не хочу. Ты для меня как брат. Я для тебя худой женой буду. Царству нужны наследники, в любви зачатые, а я полюбить тебя не смогу... Ты должен познать что такое любовь...
Михаил встал, отвернулся от Маши, закрыл глаза и произнес:
- Уходи. Уезжай в свои владения - когда шаги Маши скрылись за дверью добавил - Я уже знаю, что такое любовь. Если любимому тобой человеку лучше без тебя, то несмотря на боль в сердце, ему стоит дать свободу...
Через неделю царь разорвал помолвку и вернул мать из ссылки, в которую Марфа отправилась не дожидаясь его приказа.
Начало рассказа здесь (карта канала)