Найти в Дзене
Бельские просторы

Дневник классного руководителя

 Изображение от jcomp на Freepik
Изображение от jcomp на Freepik

В России нет такой беды, в которой нельзя бы было обвинить стихийное бедствие, несчастный случай и... классного руководителя.

Н.В. Черенева

– Ольга Владимировна, как молодому специалисту мы предлагаем Вам взять шефство над 10 «Б» классом, – говорит мне директор при распределении учебной нагрузки.

– А помладше класса нет?

– Нет, – коротко отвечает мне, не глядя на меня. – Вы – общительная, интересная, самое главное, молодая. Вы найдете с ними общий язык.

– А почему же тогда три предыдущих классных руководителя не смогли найти с ними общий язык? – язвительно отмечаю я, решив не сдаваться.

Наслышана я об этом классе. Будущие уголовники. Драки, хулиганство, пьянки.

– Ребята неплохие, немного недисциплинированные, но я уверена, Вы с ними справитесь, – продолжает она, совершенно игнорируя мои вопросы.

Неплохие! Ха!

– А мыло с веревкой с собой принести или мне выдадут?

Директор сверлит меня глазами. Неудачная шутка. Снова чувствую себя ученицей. Да и ребятам всего по шестнадцать-семнадцать. Мне двадцать два. Разница между нами невелика. Гожусь им в сёстры. А хуже старшей сестры – только старший брат. О какой дисциплине может быть речь?!

– Отдайте какому-нибудь другому учителю. Историку, например, – предлагаю я, твёрдо решив отвязаться от класса.

Молчит. Задумалась. C надеждой смотрю на неё: может, минует меня чаша сия?

У меня даже опыта нет! Это же – самоубийство!

– Вы возьмете этот класс. Подписывайте, – отрезает она.

Нет! Нет! Нет!

– У меня совершенно нет опыта, я не справлюсь, – взмаливаюсь я.

– Вот и наберетесь, – протягивает мне ручку.

Ненавижу эту школу!

***

– Ну, что, какой класс?

В коридоре, перед директорской, толпятся мои новые коллеги.

– Десятый «Б».

– Сочувствуем, – дружно отвечают мне.

– А у вас какой класс? – спрашиваю у стоящей возле двери учительницы.

– Пятый возьму.

– А что были еще классы?!

– Два пятых класса.

С ненавистью гляжу на дверь.

Вот подстава так подстава!

*  *  *

Первое сентября.

Первый классный час.

Вспотела. Руки дрожат. Ну, с Богом! Открываю дверь. Хоть бы никого не было! Нет, сидят. Глубоко вздохнула. Прохожу в кабинет. Пятнадцать человек.

– Здравствуйте, ребята! – громко приветствую их.

Несколько из них поворачиваются. Изучающе смотрят.

– Меня зовут Ольга Владимировна. А вас как?

Встает один из них. Высокий худой парень. Широко улыбается.

Будет пакость, ох, как чувствую!

Напрягаюсь. Сжимаю влажные ладони.

– Я – Вова, это – Пахан, – показывает пальцами на ребят.

Все гогочут.

– Заткнись лучше, – кричит кто-то с задней парты.

– Завали сам, – отвечает он.

Новый гогот.

Жду продолжения представления.

– Это Енот, – тычет он парнишку рядом. – А вот та Толстушка, Плакса, Груздь, Дробовик…

– Спасибо, Вова, – прерываю я его. – Приятно познакомиться. Как вы поняли, я ваш новый классный руководитель.

– Очередной, – говорит мне девица с первой парты, заглядывая прямо в глаза.

– Очередной, – соглашаюсь я, – надеюсь, что последний.

Все ухмыляются.

Так, спокойно, спокойно! Все под контролем. Пока под контролем.

– Все от нас сбегают, – продолжает говорить девушка, поворачиваясь вполоборота ко мне.

– Я плохо бегаю, – отшучиваюсь я.

В глазах загорается интерес.

Йес! Маленькая победа!

– А вы замужем? – спрашивает меня паренек.

Енот, кажется. Действительно, Енот. Глаза. Сходство определенно есть.

– Нет, не замужем.

– Ну, тогда Енот женится на Вас. И будете Вы – Ольга Владимировна Енот.

Мы с Енотом краснеем одновременно.

Класс хохочет.

– Вопросы закончились? – спрашиваю я, раздражаясь. – Переходим к теме нашего классного часа.

Вот тебе и победа!

*  *  *

– С боевым крещением! – поздравляет меня завуч по воспитательной работе, заглядывая в мой кабинет.

Молчу.

Подходит ко мне и ободряюще хлопает по плечу:

– Они неплохие. Вы подружитесь…

Где-то я уже это слышала…

*  *  *

– Ольга Владимировна!

Я оглядываюсь. Как же её зовут? Ах, да, Альбина Руслановна. Учитель русского языка.

– Ольга Владимировна, поговорите, пожалуйста, с Вашими ребятами! Они не делают домашней работы, постоянно с телефонами… Совершенно неуправляемые!

Ну, началось!

– Хорошо, я поговорю с ними.

Захожу в класс. Шумно.

– О, Енотова жена пришла, – кричит Вова.

Вот, волчонок, а!

Все смеются. Я краснею. Не от смущения. От злости.

– Ещё одно слово, Ковалинский, – цежу я сквозь зубы.

Вижу, как наливаются кровью его глаза. Улыбка превращается в оскал.

– Телефоны на стол! – срываюсь на крик.

Молчание.

Спокойно!

Вспоминаю психологию. Кризис подросткового периода: неприятие авторитетов и общепринятых правил поведения, развязность, показная независимость…

Точное описание! Но не меняет сути дела. Есть Устав школы. Закон.

Вытаскивают телефоны и презрением кладут на стол.

– Мне мама будет звонить,  – хнычет Толстушка.

– Вот и хорошо, мне как раз нужно было с ней поговорить.

Собираю телефоны в сумку. Выхожу из класса. Кто-то изображает меня. Класс смеется. Нет, не смеется. Просто закатывается смехом.

Спокойно! Спокойно!

*  *  *

Прошел месяц. Провела еще три классных часа. О дисциплине, о выборе будущей профессии, о толерантности и терпимости к другим национальностями. Класс-то интернациональный: башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, армяне, ингуши. Даю задание всем: подготовьте небольшое выступление о своей национальности.

Подготовился только один. Ингуш. Себя считает русским. Крещен. Есть второе имя. Михаил. Первое – Исроил. Свободное время проводит в храме. Долго говорил о религии. Ребята устали слушать и пытались согнать со «сцены», то бишь, с области, где располагается доска. Прикрикиваю на детей. Замолкают на несколько минут. Умный мальчик. Очень начитан. Нахожусь словно на лекции. Предлагаю ему прочитать что-нибудь на старославянском. Читает. Наизусть. Я в восхищении. Отпускаю всех ребят. Мы с ним долго беседуем. Он много говорит. Я слушаю и вставляю реплики. Он улыбается мне, чувствую, что теперь он на моей стороне.

Довольна рабочим днем…

*  *  *

– Ольга Владимировна! Срочно к директору!

Опять на ковер. Скриплю зубами. Что на этот раз?

– Ольга Владимировна, сегодня Миша (Исроил, но в школе все зовут его Мишей) избил одиннадцатиклассника. У него сотрясение мозга. Он сейчас в больнице, – говорит мне директор, строго глядя мне в глаза.

– Как?! Когда?! – сажусь на стул.

Что мне делать в такой ситуации?! Совершенно не понимаю, как действовать…

Вот тебе и умный мальчик! Вот тебе и сторонник!

– Вы ознакомили класс с Уставом школы? – спрашивает строго директор.

– Да… – заикаясь, отвечаю я.

– Отметили в дневнике?

Что за дневник? Его дневник? О чем речь?

Директор видит мое оцепенение.

– Дневник классного руководителя, –  подсказывает она мне.

– А…, – протягиваю я. – Еще нет.

– Отметьте обязательно. Дневник классного руководителя – такой же документ, как и журнал.

– Что мне сейчас делать? – спрашиваю я, краснея.

– Во-первых, переговорить с социальным психологом, с родителями. Наверно, поставим его снова на учёт. Составьте характеристику. Предоставьте справки…

Закатываю глаза. У-у-у…

– Позовите его ко мне. И сами подходите тоже.

Выбегаю из директорской. Бегу в класс, где у них идет урок. Вызываю Мишу. Он виновато смотрит на меня. Веду его к директору. В первый раз.

Никогда не видела её в таком гневе. Миша потуплено смотри в пол. Становится жаль. Отпускаем его.

Поднимаюсь снова в класс. Он, закатываясь от смеха, пародирует директора.

Вот тебе и профилактическая беседа! Предатель!

От злости и обиды на глаза наворачиваются слезы. Забегаю в класс. Готова надавать ему по щекам.

– Какой же ты…– хочу крикнуть «негодяй».

Но вовремя сдерживаюсь: нельзя!

Нагло смотрит на меня. Всхлипываю.

– Вот только не надо перед нами плакать, – закатывает глаза Вова.

Остальные молчат. Но из-за пелены слез, кажется, что все смеются надо мной. Чтоб они еще раз увидели мои слезы?! Ни за что!

Выбегаю из класса и бегу к директору, чтобы отказаться от класса. Останавливаюсь на полпути. Задумываюсь. Зло вытираю слезы.

Сдаться?! Не дождётесь!

Иду на урок.

После уроков приходит гроза всех детей – инспектор по делам несовершеннолетних. Высокая здоровая женщина. Заполоняет свет в проеме двери. Мне самой становится не по себе. Она опрашивает детей. Я тоже даю показания. В первый раз в жизни. Неуверенно протягиваю характеристику. Без интереса читает и выписывает какие-то фразы с неё в свой листок.

– Подписывайте, – громоподобным голосом приказывает мне.

Подписываю. Тяжело вздыхаю.

– Да Вы не переживайте, – ободряет она меня. – Быть слишком хорошим – это не интересно.

Скептически приподнимаю бровь от такой «мудрости» тети-милиционера.

Предчувствие, что мы с ней еще встретимся…

*  *  *

– Ольга Владимировна! – кто-то окликает меня.

Хмурюсь, припоминая последнюю фразу, что хотела занести в дневник. Почему именно когда у меня «окно», меня пытаются отвлечь?!

– Ольга Владимировна! Можно вас на минуточку.

Поворачиваюсь. У двери с виноватой улыбкой стоит краснощекая техничка тетя Варя. Со шваброй и ведром.

– Что случилось?

– Ваши девочки…

Опять мои…

– Что они сделали?

– Они опоздали на первый урок… – Тетя Варя напряженно оглядывается по сторонам и заговорщическим полушепотом-полушипением доканчивает предложение. – От них пахнет сигаретами.

Ого, что-то новенькое!

– Спасибо, тетя Варя. Приму к сведению ваши наблюдения. Разберемся!

Ну как же! Разберусь… Зачем строить из себя представителя правоохранительных органов?

Тетя Варя облегченно улыбается и… тут же, как шпион, выпаливает всю информацию о девочках.

Чувствую, как уши заворачиваются в трубочки. Да, я – ангел, по сравнению с ними!

Хм…Что делать? Целый вечер, вместо того, чтобы заняться личной жизнью, сочиняю классный час. Тема: «Вредные привычки и их последствия». Банально. Но надо, товарищи, надо.

Ищу страшные картинки. Нахожу. Делаю фильм и злорадно ухмыляюсь, представляя лица ребят.

– Ребята, сегодня тема нашего класса, – начинаю я назидательно, – «Вредные привычки и их последствия».

Класс заныл.

– А новенького вы ничего не смогли придумать? – ворчит Вова и, подмигивая, продолжает. – Небось, сами в нашем возрасте грешили?

Краснею. Признаюсь: виновна. Грешила. Но в студенческие годы…

Но вслух продолжаю, надменно смерив его взглядом:

– Нет. Мне достаточно хорошо объяснили в школе, что такое хорошо и что такое плохо.

Закатывают глаза.

Показываю ролик собственного производства – страшные фотографии курящих, детей с отклонениями, статистику…

Злорадствую, наблюдая за реакцией ребят.

Коронный номер: пластиковая бутылка, ватный тампон и сигарета. «Выкуриваю» сигарету бутылкой. (Сигареты самые дешевые)

Сквозь дым, покашливая, объясняю:

– Даже одна сигарета оставляет в ваших легких огромное количество вредных веществ…

Останавливаю лекцию. Что так ужасно пищит? Черт! Сигнализация!

В класс врывается напуганный директор.

– Что у вас тут происходит? – кричит она, размахивая руками и зажимая нос.

– Опыт, – прокашливаюсь я.

– Прекратите немедленно! Вся школа на ушах! Начальные классы уже со своими учителями стоят на улице в повязках!

Класс замирает. И через секунду уже все, включая директора, просто катятся от смеха. Хорошо, что у директора есть чувство юмора…

*  *  *

– Ольга Владимировна! – ко мне в коридоре подбегает учитель химии. – Я вчера была на ночном дежурстве, поймала ваших девочек за курением.

Так-так-так. Вчера был классный час…

– Разберемся, – неуверенно отвечаю я ей.

*  *  *

– Здравствуйте, вы мама Кати?

Высокая светловолосая женщина кивает мне. Ни разу ее не видела на родительском собрании.

– Я хотела поговорить с вами о поведении Кати. Она …кх-м…курит. Её видели несколько раз с сигаретой.

Не поднимаю глаза. И почему я себя чувствую виноватой?

– Ой, паршивая девчонка! – начинает вздыхать она, размахивая руками. – Я ей уже столько раз говорила! Все без толку! Без толку!

Тут не говорить, а пороть надо!

– Может, вы сами с ней поговорите, а? – заглядывает она по-щенячьи мне в глаза.

Ну, ничего себе! Может, мне ее к себе забрать на воспитание?!

– Я попробую, – цежу я сквозь зубы. – Но воспитание, прежде всего, строится…

«В семье» – продолжаю про себя, так как меня перебивают.

– Ой, спасибо вам! – говорит она мне, сияя улыбкой, и захлопывает дверь перед носом. – До свидания!

– До свидания! – бурчу я под нос.

Обошла еще три семьи «провинившихся». Реакция одна и та же: охи-вздохи и просьбы «поговорить».

Вот тебе и семья – ячейка общества! Уверена, что разговора ни в одной семье не будет. А о том, чтобы была порка, – только мечтать. Да и то – мне.

Составляю черный список: Катя, Вика, Динара, Алена… Работа предстоит масштабная. Воспитывать будем и детей и родителей.

*  *  *

Еще один долгий рабочий день. Иду по коридору. Слышу хохот. На подоконниках сидят ученики. Мои. Нехотя подхожу к ним. Дружно сползают и бурчат «Здрасьте».

– Ольга Владимировна, – начинает Валя (Толстушка). – У нас мероприятие завтра. Может, вы нам поможете? Идеи подкинете?

Только открываю рот.

– Да ну, сами справимся!

Так, кто это там выступает?

На меня нагло смотрит наша самбистка. Алла. Чемпионка и хулиганка.

– Ну, хорошо, сами так сами, если, что-то пойдет не так – приходите после шестого урока, я буду в своем кабинете.

Разворачиваюсь и ухожу. Слышу негромкое заявление Аллы:

– Одни черти у нас в школе…

Ого… С такой терминологией я еще не встречалась.

Сижу и нервно посматриваю на часы. Три часа. В коридорах, кроме звона алюминиевых ведер и смеха техничек, ничего.

Значит, не придут… Становится грустно от этой мысли. Достаю из-под стола еще одну шоколадную конфету. Съем сама, чего добру пропадать-то.

Не успеваю дожевать. Крики и топот. Судорожно глотаю конфету и принимаю строгий вид.

– Э… здравствуйте, еще раз, Ольга Владимировна! – начинает Валя. – Пришли за помощью.

– Очень хорошо, – киваю я. – Одна голова – хорошо, а шестнадцать – еще лучше!

Выслушиваю их идеи. Перебивают друг другу. Все банально и просто. Жду, когда дадут слово мне.

Момент настал! Переворачиваю их мысли. Отдаю им весь свой творческий потенциал и… все! Победа за мной!

Угощаю их конфетами, и репетируем часов до шести.

Домой возвращаюсь усталая, но счастливая…

*  *  *

– Ольга Владимировна, так страшно! – пищат девчонки, накладывая грим на юные лица.

– Так, девочки, взяли себя в руки! Вздохнули глубоко!

Все дружно выполняют вздох.

Мои ребята выступают на сцене! Волнуюсь… Сжимаю влажные ладони и ободряюще киваю ребятам за кулисами.

Выступают. Великолепно! Зал смеется и дружно аплодирует! Первое место! Моему ликованию нет предела!

«Го-о-ол!» – хочется крикнуть мне. Но я скромно улыбаюсь коллегам.

Завершаем победу чаепитием. Енот с Вовой ухаживают за мной. Девочки делятся секретами.

Вот она – семья! Идиллия, да и только…

Возвращаюсь домой вместе с классом. В первый раз. Провожают меня до двери и дружно прощаются…

Долго не могу уснуть... Надо занести эту победу в дневник. Засыпаю с улыбкой на губах.

*  *  *

– Ольга Владимировна, здравствуйте!

Я подпрыгиваю от неожиданности. В проеме двери моего кабинета стоит… инспектор по делам несовершеннолетних.

– Что случилось? – шепчу я, пряча голову в плечи.

– Алла – самбистка…

– Жертвы есть? – зло отшучиваюсь.

– Есть, – кивает мне инспектор. – Две. Обе в больнице.

У-у-у…

Оригинал публикации находится на сайте журнала "Бельские просторы"

Автор: Ляйсан Диярова

Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого