Найти тему

Новые заправочные комплексы для перспективных ракет

У них разные профессии и должности, но есть то, что их объединяет, – стремление к звездам. Каждый на Уралкриомаше – от рабочего до руководителя – может гордиться тем, что вносит вклад в развитие космонавтики.

Андрей Митин – потомственный котельщик. Его отец Евгений Александрович с молодых лет до выхода на пенсию проработал здесь. Он часто рассказывал сыну о том, как делают цистерны, показывал ему предприятие, и в конце концов Андрей Евгеньевич решил пойти по стопам отца. Родитель дал ему напутствие, поделился секретами мастерства. Котельщик во втором поколении успешно работает на Уралкриомаше с 2014 года. Он собирает и испытывает железнодорожные цистерны, а также участвовал в изготовлении систем для заправки ракет-носителей семейства «Союз» и «Ангара». Андрей Митин мечтает побывать на космодроме, чтобы увидеть вблизи, как работает оборудование, к созданию которого он приложил руки.

Андрей Митин
Андрей Митин

– Желаю коллегам не останавливаться, развиваться, работать, хотелось бы больше интересных заказов, – говорит Андрей Евгеньевич.

Павел Багаев раньше даже не знал, что в Тагиле есть предприятие, работающее на нужды космической отрасли. После окончания местного филиала УрФУ он поработал в частной фирме, а потом пришел на Уралкриомаш. Его заинтересовало направление деятельности предприятия, и он решил связать с ним жизнь.

Павел Багаев конструирует криогенные технологические системы – так здесь называют оборудование для заправки топливом космических ракет. Инженер видит свои детища не только на мониторе компьютера – он часто бывает на российских космодромах, где участвует в шеф-монтаже оборудования. Впечатления от посещения стартовой площадки, особенно в первый раз, не забываемы – настолько монументально выглядят сооружения, хранилища, мобильная башня обслуживания. На днях инженер вернулся из очередной командировки на космодром Восточный, где сейчас идет строительство второй очереди под ракету тяжелого класса «Ангара».

-2

– Работы много, сроки сжатые, плотный насыщенный график. На площадке одновременно работают несколько монтажных организаций. Когда находишься в пультовой, управляющей заправочными системами, видишь спроектированное оборудование «в железе», это добавляет гордости, – делится впечатлениями Павел Багаев.

Павел Багаев на космодроме
Павел Багаев на космодроме

Инженер мечтает о развитии отечественной и всемирной космонавтики.

– Конечно, это очередной этап развития космоса, освоение околоземного пространства, Луны, – размышляет Павел Павлович. – Будут появляться новые технологии, ракеты-носители следующего поколения. Значит, предприятие будет разрабатывать новые системы, и для нас будет работа.

– А глобально, – продолжает инженер, – человечество должно осваивать космос для сохранения вида, расширения цивилизации.

На Восточном, сменяя друг друга, постоянно находятся специалисты Уралкриомаша. Они осуществляют авторский надзор монтажа оборудования, изготовленного предприятием в рамках второй очереди строительства космодрома. Это система подачи воды для охлаждения стартового стола, система заправки нафтилом и система заправки жидким кислородом разгонного блока. По словам главного конструктора УКМ Александра Мазо, подобное оборудование уже успешно опробовано при запуске ракет «Союз». Системы для «Ангары» отличаются размером топливных хранилищ. «Ангара» – ракета тяжелого класса и потребляет намного больше нафтила и кислорода.

Кроме систем заправки Уралкриомаш разработал железнодорожную цистерну для перевозки ракетного топлива – нафтила.

– Это цистерны из нержавеющего материала, способные длительное время противостоять негативному внешнему влиянию и коррозии. Цистерна с азотным наддувом не вскрывается ни при заправке, ни при перекачивании топлива в хранилище. Нафтил перевозится без контакта с атмосферой. На сегодня уже готов опытный образец цистерны модели 15-5107, – поясняет главный конструктор.

Новые цистерны производства Уралкриомаша доставят топливо для заправки «Ангары». Запуск тяжелой ракеты станет еще одним важным этапом в развитии отечественной космонавтики, и в нем есть значительный вклад инженеров и рабочих знаменитого уральского предприятия.

Текст: Леонид Кононов.

Фото: Алексей Гилев и из архива Уралкриомаша.