Найти тему
«Рязанские новости»

Рязанский театр кукол показал удивительный мир закулисья в свой 96-й день рождения

6 апреля Рязанский театр кукол отметил свой 96-й день рождения. В честь праздника учреждение культуры пригласило представителей средств массовой информации в закулисье. «Рязанские новости» посетили экскурсию и готовы приоткрыть завесу, за которой скрываются тайны кукольного мира.

Перед тем как пойти в гости к куклам, мы познакомились с будущими проводниками - артистом Василием Уточкиным и руководителем литературно-драматургической частью театра Анастасией Миловановой. Вместе с ними мы и отправились в увлекательное путешествие.

Первым пунктом назначения стал музей. Здесь гостей встретил хранитель истории театра - сеньор Панталоне. Он рассказал об удивительных фактах и событиях.

-2

История театра кукол началась в далёком 1927 году. Именно тогда выпускница Рязанского художественного училища Милица Знаменская и её сестра Аделаида Знаменская учительница русского и литературы открыли театр.

Аделаида всю свою жизнь посвятила педагогике. Она преподавала в Рязанском государственном университете, занималась с детьми, и у неё была поэтическая студия.

В 20-е годы театр кукол это было что-то небывалое.

«А дальше были удивительные события. Как говорится, много воды утекло. Дальнейшие события можно рассматривать с 1957 года. Тогда дальнейшая жизнь рязанских кукольников началась в филармонии. Именно при Рязанской филармонии был организован театральный кукольный кружок. В дальнейшем они переехали. Но я же начинал вам говорить о том, что театр кукол - это театр художника. И как же рождаются спектакли? А спектакли рождаются художниками. И даже режиссёр и актёр в театре кукол должен быть художником!», - подметил сеньор Панталоне, которого озвучивал экскурсовод.

Хранитель музея познакомил гостей с куклами, которые живут в музее, и поделился историями их выступлений. На полках музея обитают герои из таких спектаклей, как «Мастер и Маргарита», «Винни Пух и Все-Все-Все» и «Маленький принц».

-3

Хранитель подметил, что первый раз спектакль «Маленький принц» был показан в театре в 1986 году. И уже тогда в нем использовались новшества.

Также в музее находятся и награды театра. Именно тут хранится самая престижная театральная премия России «Золотая маска». Театр получил эту награду за спектакль «Пегий пёс, бегущий краем моря». Её получил художник постановки Виктор Антонов.

-4

Следующим пунктом экскурсии стало фойе второго этажа, где обитает «живая статуя» Аделаида. Внутри куклы-робота находятся движущиеся механизмы. Статую назвали в честь одной из основательниц театра. Однако рабочее название у автоматона было «повелительница времени и пространства».

-5

Движения фигурок внутри большой куклы просто завораживает. Сложно оторваться от созерцания. Как отметил экскурсовод, если внимательно и долго смотреть, можно помедитировать, задуматься над временем, пространством и увидеть микровселенную в большой кукле.

Полюбовавшись на произведение искусства, проследовали в столярную мастерскую к художникам, которые конструируют кукол и декорации. А поскольку это столярная мастерская, здесь обитает ещё и столяр Дядя Толя. Персонаж весьма эмоциональный. Он добродушно встретил гостей и поведал о своей работе. По его словам, самое сложное - это механика.

-6

Чтобы посетители поняли, что это такое, экскурсоводы подошли к экспонату и показали, что с помощью пружин у него двигаются челюсти и глаза. В руках мастеров череп ожил.

-7

Хозяин мастерской отметил, что движение - это и есть механика. Причём в людях она тоже есть, просто биологическая.

Поблагодарив столяра за тёплый приём, дружной компанией отправились в бутафорский цех. Там нас ждали мастер Виноградина и художники. Чтобы гости не заскучали, мастер решил проверить, а помним ли мы из каких базовых цветов можно сделать все остальные цвета. Оказалось, что не все помнят школьную программу, но благодаря художникам, знания были восстановлены.

-8

Мастер Виноградина заметил, что в бутафорской мастерской не только расписывают кукол после того, как они придут от Дяди Толи, но и обшивают их. Он добавил, что кукол делают из любых материалов. Причём сейчас их гораздо больше, чем было раньше.

В мастерской хранятся прототипы и заготовки будущих кукол. Кроме того, периодически в мастерской оказываются куклы, которые во время службы на сцене получили повреждения и требуют лечения. Например, кукле на фото срочно потребовалась помощь парикмахера. Благо у кукол облысение лечится.

-9

Художники также изготовили для театра картинки про историю театра из бумаги из старых чеков. Сейчас иллюстрации находятся в мастерской.

-10

Чтобы мы прониклись духом театра, нам разрешили заглянуть в пошивочный цех. Но предупредили, что там творит самый экстравагантный обитатель. После того, как в дверь постучали, в проем выглянул хозяин мастерской. Он был поражён количеству гостей так сильно, что его волосы даже встали дыбом.

-11

Однако специалист был в хорошем расположении духа и позволил пройти в цех. Он поделился секретами создания костюмов. По его словам, сначала подбирается материал и делается выкройка. А потом уже начинают шить костюмы. При этом образы героев создают из любых материалов, даже из бумаги.

-12

По словам модного специалиста, эскизы рисует главный художник, а он помогает ему. Экскурсовод Анастасия рассказала, что сейчас мастер работает над созданием костюмов для спектакля, который состоится в мае. Попрощавшись со специалистом пошивочного цеха, двигаемся дальше к хранилищу кукол.Которое находится рядом с карманом сцены, где хранят декорации.

-13

Подходя к помещению, где прячутся обитатели театра, услышали тихую музыку. Оказалось, что один из актёров решил сыграть на пианино. Ведь творчество в театре не прекращается ни на минуту...

В хранилище куклы буквально повсюду. Они разных форм и размеров. Здесь есть тростевые куклы, куклы на планшете и марионетки.

-14

По словам Василия Уточкина, самая классическая кукла - это тростевой гопит. Тростевой потому что есть тросточки, а гопит потому что основание такое. Внутри там машинка, к которой крепится механика. Актер заметил, что все кукольники вначале знакомятся с тростевым гопитом.

-15

Участникам экскурсии удалось самим попробовать себя в роли кукловодов. Оказалось, что это лишь выглядит легко, а на деле без долгих тренировок, куклой сложно управлять. А заставить куклу делать несколько вещей одновременно, вообще кажется невероятным.

По словам экскурсовода, научиться управлять куклой не самое важное, главное - научиться видеть в неживом - живое. Он заметил, что во время обучения ему было сложно понять, чего от него хотят, как можно увидеть в неживом живое. Но позже у него это получилось.

Василий добавил, что у каждой куклы есть свой характер и он зависит о системы. Например, есть планшетная кукла - это которая ходит по поверхности. И как она будет бегать по поверхности, такой у неё и характер.

-16

Актер отметил, что кукольники долгое время работают со своим телом, чтобы понять, как работать.В театре кукол актёр в центре мира. Он иследует его и становится одной большой конструкцией. у кукольника все живое и эту жизнь он ищет.

И самые тяжёлые и интересные куклы это марионетки. Прелесть марионетки в том, что поскольку нити находятся на перекрестье - ваге, их бывает около 70, они живут своей жизнью. И кукольник, дорастая до марионетки, должен научится чувствовать своё тело, как эта кукла, дышать вместе с ней и чувствовать и её.

-17

В ногах у них есть грузики. И эти маленькие движения нужно учится ловить, как дыхание и это каждое движение трудоёмкий процесс.

Вместе с тем бывают и цирковые марионетки, которые ещё сложнее в управлении, чем обычные. Экскурсовод показал гостям штоковых марионеток. Одна из которых была выполнена из металла и весила около двух килограммов.

-18

По словам артиста, в какой системе будут выполнены куклы, зависит от задумки постановки.

В завершении экскурсии гости почувсствовали себя артистами и посмотрели на зрительный зал со сцены. В это время экскурсоводы поведали о профессионализме художников по свету. В театре кукол свет очень важен, ведь с помощью него делаются акценты. Без хорошо выставленного света, можно даже "завалить" постановку. Из-за того, что свет - очень сложный, во время гастролей театру пришлось возить с собой оборудование.

Экскурсоводы отметили, что театр кукол самый оснащенный в России. Сцена здесь разбита на четыре сигмента и может менять своё положение, также есть подиум. И все задумки художников возможно исполнить.

-19

На прощание гости театра и экскурсоводы сделали фотографии.

Мария Гирис