«Сегодня в США часто говорят о «новом Голливуде», о переменах, которые произошли в американском кино в 60—70-е годы. Называют и «независимое» кинопроизводство, вспоминают немыслимые раньше кассовые сборы от боевиков типа «Изгоняющего дьявола» или «Челюстей», и ряд остросоциальных фильмов на актуальные политические темы — «Кандидат». «Нэшвилл». «Вся президентская рать», «Гарри и Тонто», «Принцип домино»...
Одна из характерных черт этого «нового Голливуда» — более изощренная метода манипулирования общественным сознанием на основе дифференцированного подхода к зрителю. На смену старому принципу «промывания мозгов» пришла, по выражению футуролога Элвина Тоффлера, «демассовизация», то есть стрельба по принципу разделяющихся боеголовок, нацеленных на разные аудитории — молодежную, негритянскую, женскую, пенсионную, сельскую, консервативную и т.д.
Таким образом, господствующая идеология пытается перехватывать и обезвреживать массовые настроения недовольства, направляя их в безопасные для существующего строя русла, исподволь управляя взбудораженной и политически раздробленной аудиторией в интересах правящего класса. Так молодежь получает свои «бунтарские» фильмы, якобы ниспровергающие буржуазную мораль, а заодно и семейные ценности; участники антивоенного движения — антивоенные фильмы, милитаристы — милитаристские фильмы: у женского движения 70-х годов — целое направление так называемых женских фильмов: для тех, кто страдает ностальгией о «безоблачном» прошлом, — картины в стиле «ретро» и прочее, и прочее...
Социальные корни такой раздробленности следует искать в растущей поляризации американского общества в связи с проблемами инфляции и безработицы, угрожающего разгула преступности, падения авторитета США в мире и опасной милитаризации внешней политики. ...
Может быть, потому и кажется такой пестрой книга журналиста Ю. Комова «Голливуд без маски», выпущенная издательством «Искусство» в серии «Империализм. События. Факты. Документы». Она вобрала множество фактов из практики американского кинопроизводства 70-х годов. Страницы дышат свежестью журналистских впечатлений: сотни имен и названий, калейдоскоп событий и фактов, цифр и дат — читатель оказывается как бы свидетелем закулисных сделок голливудских бизнесменов, газетных сенсаций и скандалов. Он узнает о драматических обстоятельствах, в которых работают такие известные художники Америки, как Роберт Олтман. Пол Мазурски. Фрэнсис Коппола, Мартин Скорсезе, Джордж Скотт, Роберт Редфорд. Джейн Фонда. Пол Ньюмен...
Здесь и история первых политических выступлений в Голливуде 30-х годов, и мрачные страницы эпохи маккартизма 50-х годов, и живописный рассказ о ежегодном грандиозном телешоу на аудиторию в полмиллиарда зрителей — вручении наград американской Академии киноискусства и о самой награде, статуэтке «Оскара», и о новейшей технике рекламы для протаскивания фильмов на «большой» кинорынок...
Автор не претендует на теоретические обобщения. Его сфера — события и факты, хроника Голливуда, то есть тот материал, которым заполнены страницы американской кинематографической и некинематографической прессы, экран многоканального телевидения.
И надо отдать ему должное: вооруженный ленинской теорией двух культур, автор зорко видит «политическую тенденциозность псевдохудожественных ценностей Голливуда», выпускающего, по выражению Ю. Комова, «массовую продукцию, которая в определенном смысле редуцирует личность в буржуазном обществе, навязывает ей стереотипы этого общества».
«Голливуд без маски» — достойный вклад в нашу контрпропагандистскую литературу об американской «массовой культуре» и «американском образе жизни», смелое разоблачение антидемократической сущности голливудского шоу-бизнеса. Думается, что книга, написанная в живом и доходчивом стиле, быстро найдет своего читателя» (Кокорев И. Мифы и реальность // Советский экран. 1983. 13: 17).