Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Разобла­чение антидемократической сущности голливудского шоу-бизнеса»

«Сегодня в США часто говорят о «новом Голливуде», о переменах, которые произошли в американском кино в 60—70-е годы. Называют и «независимое» кинопроизвод­ство, вспоминают немыслимые раньше кассовые сборы от боевиков типа «Изгоняющего дьявола» или «Челюстей», и ряд остросоциальных фильмов на актуальные политические темы — «Кандидат». «Нэшвилл». «Вся президентская рать», «Гарри и Тонто», «Принцип домино»...

Одна из характерных черт этого «нового Голливу­да» — более изощренная метода манипулирования обще­ственным сознанием на основе дифференцированного под­хода к зрителю. На смену старому принципу «промывания мозгов» пришла, по выражению футуролога Элвина Тоффлера, «демассовизация», то есть стрельба по принципу разделяющихся боеголовок, нацеленных на разные аудито­рии — молодежную, негритянскую, женскую, пенсионную, сельскую, консервативную и т.д.

Таким образом, господствующая идеология пытается перехватывать и обезвреживать массовые настроения недовольства, направляя их в безопасные для существу­ющего строя русла, исподволь управляя взбудораженной и политически раздробленной аудиторией в интересах правя­щего класса. Так молодежь получает свои «бунтарские» фильмы, якобы ниспровергающие буржуазную мораль, а заодно и семейные ценности; участники антивоенного дви­жения — антивоенные фильмы, милитаристы — милитарист­ские фильмы: у женского движения 70-х годов — целое направление так называемых женских фильмов: для тех, кто страдает ностальгией о «безоблачном» прошлом, — кар­тины в стиле «ретро» и прочее, и прочее...

Социальные корни такой раздробленности следует ис­кать в растущей поляризации американского общества в связи с проблемами инфляции и безработицы, угрожающего разгула преступности, падения авторитета США в мире и опасной милитаризации внешней политики. ...

Может быть, потому и кажется такой пестрой книга журналиста Ю. Комова «Голливуд без маски», выпущенная издательством «Искусство» в серии «Империализм. Собы­тия. Факты. Документы». Она вобрала множество фактов из практики американского кинопроизводства 70-х годов. Страницы дышат свежестью журналистских впечатлений: сотни имен и названий, калейдоскоп событий и фактов, цифр и дат — читатель оказывается как бы свидетелем закулисных сделок голливудских бизнесменов, газетных сенсаций и скандалов. Он узнает о драматических обсто­ятельствах, в которых работают такие известные художни­ки Америки, как Роберт Олтман. Пол Мазурски. Фрэнсис Коппола, Мартин Скорсезе, Джордж Скотт, Роберт Ред­форд. Джейн Фонда. Пол Ньюмен...

Здесь и история первых политических выступлений в Голливуде 30-х годов, и мрачные страницы эпохи маккартиз­ма 50-х годов, и живописный рассказ о ежегодном грандиоз­ном телешоу на аудиторию в полмиллиарда зрителей — вру­чении наград американской Академии киноискусства и о самой награде, статуэтке «Оскара», и о новейшей технике рекламы для протаскивания фильмов на «большой» кино­рынок...

Автор не претендует на теоретические обобщения. Его сфера — события и факты, хроника Голливуда, то есть тот материал, которым заполнены страницы американской кинематографической и некинематографической прессы, экран многоканального телевидения.

И надо отдать ему должное: вооруженный ленинской теорией двух культур, автор зорко видит «политическую тенденциозность псевдохудожественных ценностей Голливуда», выпускающего, по выражению Ю. Комова, «массовую продукцию, которая в определенном смысле редуцирует личность в буржуазном обществе, навязывает ей стереотипы этого общества».

«Голливуд без маски» — достойный вклад в нашу контрпропагандистскую литературу об американской «массовой культуре» и «американском образе жизни», смелое разобла­чение антидемократической сущности голливудского шоу-бизнеса. Думается, что книга, написанная в живом и доходчивом стиле, быстро найдет своего читателя» (Кокорев И. Мифы и реальность // Советский экран. 1983. 13: 17).