Осень 1939 года. Граница Монголии и Манчжурии. Точнее - линия фронта между замершими после боёв войсками Красной Армии и японской армии. Согласно договорённостям происходит обмен пленными. Пленных у обеих сторон немного - все сражались отчаянно. Правда, у нас в активе несколько сот перебежчиков-манчжур (а может и несколько тысяч, тут без бутылки ханшина не разобраться). Описание передачи пленных, как обычно, блестящее - у Константина Симонова.
Японцы к своим пленным относятся демонстративно грубо. Наши — демонстративно сердечно. Колонну пленных приветствует комбриг Потапов — заместитель Жукова. Колонна движется строем, кричит
"Ура Потапову!", потом поёт какую-то военную песню, уходя в тыл. Всё это - с описания японского наблюдателя. Пройдёт два года. Генерал Потапов, участвовавший в окружении японских войск сам окажется несколько раз под угрозой окружения во главе 5 А на Украине. Из Киевского котла от его армии, сжавшейся до численности в усиленную дивизию, не выйдет почти никто. Сам он получит ранение и попадёт в плен. В 1945 году будет освобождён и, может быть, благодаря знакомству с Жуковым, единственный из пленных генералов сумеет сделать карьеру и дослужится до генерал-полковника. Интересно, вспоминал ли он тогда осень 1939, Монголию, как он принимал пленных?
Нелёгкой судьбе пленных с Халхин-Гола посвящена книга Свойского, которую я категорически рекомендую. Ну а про то, как успешно воевала 5 А в 1941, выматывая нервы Гальдеру - читайте в изумительной даже сейчас книге Владимирского "На Киевском направлении".
http://militera.lib.ru/h/vladimirsky/index.html Ну и у Алексея Валериевича Исаева, конечно.
Никита Баринов