18.03.2023
Если Вы что-либо слышали о Японии, то скорее всего встречали упоминания об искусствах «Путей» - способах изучения, правильного пользования и, даже - служения вещам и принципам: от Кендо («пути меча») и Бусидо («пути самурая»), до «пути письма» японской каллиграфии Сёдо (書道) и «пути чая» 茶道 Садо: - искусства японской чайной церемонии.
Япония, где с трепетом относятся ко всем предметам, носящим национальные черты, конечно же не могла забыть и про Кимоно. «Путь одежды» действительно существует, и называется Содо 装道 (где 道 - путь, 装 - одежда) – в нем отражена философия ношения кимоно, правила и жесткие регламенты облачения.
Кажется, что, как и Кимоно было в Японии всегда, «Путь Одежды» практиковался в течении всей ее истории, но так ли это на самом деле?
Во-первых, до конца ХIX в., первой волны «вестеризации» в эпоху Мэйдзи и разделения японской одежды на ёфуку (европейскую) и вафуку (традиционную), словом «Кимоно» называлось вообще все, что надевали на себя люди. То есть, буквально, японское слово «Кимоно» было синонимом слова «одежда».
Как и в любом цивилизованном обществе, одежда в Японии была разная – одна для аристократов, другая для зажиточных горожан, третья – для крестьян и рабочих. Одежда для светских мероприятий и долгих путешествий, регламентированная служебная одежда чиновников и красивая – для женщин, вся эта одежда называлась «вещь для ношения» 着物 кимоно. Естественно, никакого единого пути и единой философии одежды не было.
Если одежду просто носили повседневно, откуда возникает ассоциация с очень сложным и долгим процессом облачения в кимоно, который мы знаем сегодня?
Дело в том, что после нескольких волн «вестеризации», принудительно-законодательного переодевания мужчин в европейский костюм и более медленного, но основательного процесса «переодевания женщин», к середине периода Сёва (1926–1989) в Японии произошел полный переход на одежду западного образца (ёфуку). Выросло несколько поколений людей, не умеющих надевать вафуку (традиционный вид японской одежды).
Но сам образ кимоно конечно же забыт не был и, более того, в послевоенное время, для создания положительного национального символа Японии на международной арене было выбрано именно кимоно. В частности, некоторые японские международные авиакомпании, для «затмения» ассоциаций камикадзе с японскими самолетами, использовали образы девушек в кимоно, как символ нового имиджа нации.
И вот, на волне поднятия имиджа национальных достояний, а также для сохранения традиций, в середине 60-х годов и появляется «новая философия» - Путь Одежды, Содо 装道 представленная большим количеством открывающихся школ Кимоно.
Первая школа Содо была основана Норио Яманака в 964 году – это и положило начало новому, сложному, строгому и весьма дорогостоящему Пути Кимоно. Все, что мы знаем сейчас о правилах обращения с японской национальной одеждой, было сформировано именно в этот момент. Если в периоды до Мэйдзи кимоно надевали и выбирали из соображений удобства и уместности (как и любую одежду во всем мире), то теперь стандарт кицукэ (искусство облачения в кимоно) предписывал специальный формат для каждого случая. Хомонги (. 訪問着 «одежда для приёмов»), иромудзи (色無地 «для чайных церемоний»), фурисодэ (振袖 «развевающиеся рукава» — для незамужних девушек и невест), иротомэсодэ и куротомэсодэ (официальные) – все это виды женских кимоно для конкретных случаев, не регламентированные раньше.
Для «облегчения» процесса надевания и придания облаченному силуэту «канонического вида» внутренняя конструкция костюма тоже приобрела множество деталей, которыми вряд ли пользовались дамы в 19в. – подушечки для выравнивания силуэта, оби-макура и оби-ита, эластичные пояса, зажимы и прочие предметы, не считая специальных дзюбанов, выполняющих роль нижнего белья.
Но и это еще не все, ведь ансамбль образа не будет полон без специальных аксессуаров, которые также предписаны стандартом кицукэ: пояс оби, подкладка под пояс оби-агэ, украшение пояса (оби-домэ), воротничок хан-эри, носочки таби и обувь дзори. Только в таком комплекте, с сумочкой специального размера, стало возможным надеть кимоно.
Естественно, строгость формата кицукэ, возникшего во второй половине ХХв., сделала практически невозможным возвращение кимоно в повседневную жизнь японцев – очень дорогим, долгим и требующим мастерства стал процесс надевания такой одежды. Для кимоно, ставшего национальным достоянием, отвелось место официальных и торжественных случаев – свадеб, приемов, похорон и праздника совершеннолетия.
Однако, время и здесь внесло свои коррективы, так как, по всей вероятности, не может Япония жить без кимоно!
Угасший к 90-м годам интерес к строгому формату кицукэ вновь возрождается, но уже в виде совершенно свободного ношения одежды, состоящей из элементов национального костюма.
Если первыми за «либерализацию» кимоно взялись художники по текстилю и подиумные японские дизайнеры, то уже в начале 2000-х смелые и вариативные комбинации появились в виде трендов уличной моды.
Так «Путь» продолжает вести кимоно не только обратно в повседневную жизнь Японии, но и в сердца любителей по-настоящему модной одежды по всему миру!
__________________
По материалам лекции А.Бакиной «Современное кимоно - дань традиции или актуальное искусство?»
22 МАРТА 2023
(с) "Первая Московская Галерея Восточной Живописи" Малый Кисельный пер., 3 с2