Не секрет, что за последние два года спрос на услуги психологов значительно вырос. Социальное напряжение в сочетании с личными проблемами и кризисами создаёт предпосылки для обращения к специалистам, которые могут помочь разрешить внутриличностные и межличностные конфликты.
Все больше специалистов в области помогающих профессий (врачи, массажисты, косметологи, парикмахеры и др.) рекомендуют своим клиентам обратиться к психологу. Неудивительно, ведь они сталкиваются с тем, что эмоциональная напряженность клиентов в последнее время стала существенно выше, и простые разговоры о жизни по типу эффекта попутчика уже не способствуют отреагированию и облегчению души после того, как выговорился.
Впрочем, и специалисты в сфере услуг стали ощущать чрезмерное напряжение после работы, уставать и интуитивно ограничивать разговоры, создавая эмоциональный защитный барьер, чтобы не принимать в себя все, что принес клиент. Как они говорят, и "самим тошно". Другими словами, их контейнер уже не вмещает в себя боль, напряжение и страхи клиентов. Впрочем, они правы - они не обязаны заниматься врачеванием души клиентов, которые приходят сделать стрижку, маникюр, массаж и т.д.
На мой взгляд, вполне достаточно приветливого обращения и спокойствия специалиста в сфере услуг. По своему опыту, поговорить о наболевшем я могу со своим личным терапевтом и супервизором. Порой, конечно, чувствую, что подмывает из-за временной ситуативной разбалансированности побурчать у какого-нибудь мастера, но понимаю, что он не подписывался на то, чтобы собирать мою досаду и улучшать моё настроение.
Другое дело, психологи. Мы получаем денежное вознаграждение в том числе и за то, чтобы контейнировать эмоции, чувства и переживания клиента, перерабатывать их и возвращать ему в том виде, который позволит ему расслабиться, увидеть, признать ту или иную неприятную информацию о себе и своей жизни и поискать вместе с нами пути решения выявленных проблем.
Здесь мы подходим к тому, что регулярное функционирование в роли контейнера, говоря метафорой Биона, способствует перегруженности психики токсичными образованиями, которые так или иначе оставляют у нас клиенты. В результате работы проективной идентификации напряжение психолога возрастает вплоть до уровня эмоционального выгорания, и специалист уже сам нуждается в помощи.
К сожалению, психологи не всегда своевременно отслеживают эту своеобразную подгруженность, поскольку срабатывают разные защитные механизмы, призванные защитить от разрушения собственной идентичности в ситуации "здесь-и-сейчас", особенно, если через 15 минут в кабинет постучится уже следующий клиент.
Личная терапия помогает в решении жизненных затруднений самого психолога, но не разрешает всех проблем, связанных с откликом на клиента, заражением от клиента, растерянностью и опустошением из-за сложностей в отношениях с клиентом.
Часто растерянность психолога возникает, когда он сталкивается с собственной неразрешенной темой, мешающей свободно чувствовать себя в любой теме, затрагиваемой в работе с клиентами, и инфицирование деструкцией клиента в этом случае проходит незаметно.
Бывает, что в связи с этим происходит разрыв контакта, клиент уходит, психолог поначалу облегченно вздыхает, но внутри поселяются вопросы, касаемые данного клиента, попытки успокоить себя и забыть про этот случай. Однако, несмотря на вытеснение и отрицание, у психолога иногда остается тихое беспокойство, подтачивающее энергию и уверенность в себе.
Опираясь на свой опыт супервизора, могу сказать, что совсем нередки предъявления супервизантами случаев разрыва терапевтических отношений, которые психолог помнит от полугода-года и более. Иногда супервизанты приносят кейсы, которые уже выносились в каком-то пространстве на супервизию, и спустя некоторое время психолог, испытывая напряжение, снова заявляет о неразрешённости переживаний по поводу давнего случая.
Считаю это признаком того, что состоялось выраженное инфицирование в результате проективной идентификации в контакте с клиентом/пациентом пограничного или психотического уровня функционирования.
Учитывая рост числа пограничных клиентов, клиентов с ПТСР, можно предположить, что профессиональное выгорание у психологов в эпоху пограничности будет нарастать с гораздо большей скоростью, чем в спокойные времена.
Снять такого рода напряжение психолог может только в пространстве супервизии при условии рассмотрения случая на глубинном уровне (включая контрпереносные реакции).
© Анжелика Стражкова, 2023. Все права защищены. При использовании материала прямая ссылка обязательна.
Другие статьи по супервизии на b17.
Другие статьи по супервизии на моем канале Дзен Психологическая беседка. Статьи не повторяются!
Для специалистов помогающих профессий предлагаю глубинную полимодальную супервизию в индивидуальном и групповом форматах онлайн и оффлайн.
Подписывайтесь на канал https://t.me/hypervisia
Автор: Стражкова Анжелика Николаевна
Психолог, Супервизор, Ведущая динамических групп
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru