К Смоленскому этапу Великой Отечественной войны относят одно из первых успешных наступательных сражений Великой Отечественной войны...
Мы продолжаем публикацию книги Матвея Воронова «Живая память – молодёжи. Хроники II Мировой и Великой Отечественной, 1939 – 1945 гг.»
Часть III
Великая Отечественная война
предыдущая глава:
Дальнейшее наступление немецких войск на центральном участке фронта.
Смоленское сражение, Ельнинская операция, 10 июля – 10 сентября 1941 г.
10 июля 1941 года немецкие войска начали наступление на правом крыле и в центре Западного фронта. На Смоленском направлении противник имел 2-кратное превосходство в живой силе, артиллерии и самолетах, 4-кратное – в танках над войсками Западного фронта. Немецким танковым соединениям вновь удалось прорвать советскую оборону и продвинуться вперед еще на 200 км, окружить Могилев, который держался до 26 июля, захватить Витебск, Оршу, Ельню, начать уличные бои в Смоленске (с 16 по 26 июля). Снова несколько армий Западного фронта оказались в окружении в районе Смоленска.
На северо-западе части группы армий «Север» начали наступление на Полоцк, Невель, Великие Луки.
С 21 июля войска Западного фронта, получив подкрепление, предприняли контрнаступление в направлении Смоленска, Бобруйска, одновременно во фланг и тыл армейской группировки «Центр» совершили рейд кавалерийские части фронта.
Разгромить смоленскую группировку противника не удалось, но в результате ожесточенных боев советские войска сорвали наступление ударных танковых соединений вермахта, пробили «коридор», через который смогла выйти и переправиться за Днепр значительная часть блокированных в «Смоленском котле» советских войск («Соловьева переправа»). Тем не менее, по немецким данным, под Смоленском попало в плен около 140 тысяч человек (по советским данным – около 100 тысяч).
24 июля из частей Западного фронта были созданы Брянский, Центральный (позднее введен в состав Брянского), Резервный фронты, сыгравшие важную роль в Смоленском сражении и обороне Москвы и в последующих контрнаступлениях Красной Армии.
К Смоленскому этапу Великой Отечественной войны относят одно из первых успешных наступательных сражений Великой Отечественной войны – Ельнинскую операцию. Она была проведена новым Резервным фронтом под руководством генерала армии К. Жукова с 30 августа по 8 сентября.
Ельнинский выступ защищала немецкая группировка численностью свыше 70 тысяч человек, на вооружении которой было около 500 орудий.
Создав мощный ударный кулак в 60 тысяч человек, сосредоточив свыше 800 пушек, включая реактивные минометные установки, советские войска освободили Ельню и ликвидировали Ельнинский выступ, угрожавший флангам войск Западного фронта и являвшийся плацдармом для наступления на Москву.
Первой гвардейской частью, по предложению наркома общего машиностроения П. И. Паршина, стал 4 августа 1941 год вооружённый «Катюшами» БМ-13 миномётный полк имени того же Народного комиссариата общего машиностроения. Вскоре Гвардейский миномётный полк получил порядковый номер 9.
Верховному главнокомандующему понравилась идея именовать новый вид артиллерии «гвардейским», и в дальнейшем части реактивной артиллерии также стали называться «гвардейскими». Сами же боевые машины реактивной артиллерии отныне стали называть "Гвардейские реактивные миномёты".
С 8 сентября 1941 года все части реактивной артиллерии вошли в состав специального формирования, получившего название Гвардейские миномётные части Красной Армии (ГМЧ КА).
10 сентября Смоленское сражение завершилось. Войска Западного, Резервного и Брянского фронтов по приказу Ставки перешли к обороне по рекам Западная Двина и Десна. За массовый героизм и высокое воинское мастерство четыре стрелковые дивизии, участвовавшие в Смоленском сражении и Ельнинской операции, 100-я, 127-я, 153-я и 161-я, специальным приказом впервые были переименованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейскую дивизию. Приказ сам по себе интересен, поэтому приведём его полностью:
ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ
СОЮЗА ССР № 308
18 сентября 1941 г. Москва
О переименовании 100, 127, 153 и 161 стрелковых дивизий в 1, 2, 3 и 4 гвардейские дивизии.
В многочисленных боях за нашу Советскую Родину против гитлеровских орд фашистской Германии 100, 127, 153 и 161 стрелковые дивизии показали образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. В трудных условиях борьбы эти дивизии неоднократно наносили жестокие поражения немецко-фашистским войскам, обращали их в бегство, наводили на них ужас.
Почему этим нашим стрелковым дивизиям удавалось бить врага и гнать перед собой хваленые немецкие войска?
Потому, во-первых, что при наступлении они шли вперед не вслепую, не очертя голову, а лишь после тщательной разведки, после серьезной подготовки, после того как они прощупали слабые места противника и обеспечили охранение своих флангов.
Потому, во-вторых, что при прорыве фронта противника они не ограничивались движением вперед, а старались расширять прорыв своими действиями по ближайшим тылам противника, направо и налево от места прорыва.
Потому, в-третьих, что, захватив у противника территорию, они немедленно закрепляли за собой захваченное, окапывались на новом месте, организуя крепкое охранение на ночь и высылая вперед серьезную разведку для нового прощупывания отступающего противника.
Потому, в-четвертых, что, занимая оборонительную позицию, они осуществляли ее не как пассивную оборону, а как оборону активную, соединенную с контратаками. Они не дожидались того момента, когда противник ударит их и оттеснит назад, а сами переходили в контратаки, чтобы прощупать слабые места противника, улучшить свои позиции и вместе с тем закалить свои полки в процессе контратак для подготовки их к наступлению.
Потому, в-пятых, что при нажиме со стороны противника эти дивизии не впадали в панику, не бросали оружие, не разбегались в лесные чащи, не кричали «мы окружены», а организованно отвечали ударом на удар противника, жестко обуздывали паникеров, беспощадно расправлялись с трусами и дезертирами, обеспечивая тем самым дисциплину и организованность своих частей.
Потому, наконец, что командиры и комиссары в этих дивизиях вели себя как мужественные и требовательные начальники, умеющие заставить своих подчиненных выполнять приказы и не боящиеся наказывать нарушителей приказов и дисциплины.
На основании изложенного и в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
1. За боевые подвиги, организованность, дисциплину и примерный порядок указанные дивизии переименовать в гвардейские дивизии, а именно:
100 стрелковую дивизию – в 1-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии генерал-майор Руссиянов.
127 стрелковую дивизию – во 2-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии полковник Акименко.
153 стрелковую дивизию – в 3-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии полковник Гаген.
161 стрелковую дивизию – в 4-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии полковник Москвитин.
2. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Союза ССР указанным дивизиям вручить особые гвардейские знамена.
3. Всему начальствующему (высшему, старшему, среднему и младшему) составу с сентября с.г. во всех четырех гвардейских дивизиях установить полуторный, а бойцам двойной оклад содержания.
4. Начальнику тыла Красной Армии разработать и к 30 сентября представить проект особой формы одежды для гвардейских дивизий.
5. Настоящий приказ объявить в действующей армии и в округах во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях и командах.
Народный Комиссар Обороны СССР
И. СТАЛИН.
Начальник Генерального штаба Красной Армии
Маршал Советского Союза Б. ШАПОШНИКОВ.
Немецкие войска «Центр», рвавшиеся к Москве, в результате самоотверженных действий советских войск, сражавшихся в окружении до последнего патрона и последнего красноармейца, контрнаступлений завязли под Смоленском на два месяца; по существу план «Барбаросса», предусматривавший завершение разгрома Красной Армии, захвата Москвы и Ленинграда до начала зимы 1941 года, потребовал срочной корректировки.
Потери вермахта на Восточном фронте, по немецким данным, с 22 июня по 31 августа 1941 года составили 410 тысяч человек убитыми и ранеными, из них армейской группировки «Центр» – 229 тыс. человек (в Смоленском сражении – примерно 75 тысяч человек).
Потери советских войск в Смоленском сражении оцениваются в 760 тысяч человек, из которых 486 тысяч – так называемые «безвозвратные потери».
Продолжение:
© Матвей ВОРОНОВ
Фото: waralbum.ru, wikipedia.org
Партнёр материала – детский туристический клуб "Гадкий утёнок"
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!