Сегодня хочу рассказать историю, которая произошла пару месяцев назад. Ко мне обратился действующий вокалист, назовем его Андрей. Причиной обращения были его жалобы на мучения в пении высокого регистра: крикливость и дискомфорт на высоких нотах, полную несостоятельность выхода на микстовое звучание, преобладание бэлтового звукоизвлечения, независимо от того, пел он кроссовер, неоклассику или современный коммерческий репертуар.
Я послушала его записи. Объективно - Андрей пел очень круто! Причем, отлично звучал в верхнем регистре, довольно убедительно с точки зрения стилистики. Возможно, чуть более “нервно”, чем нужно, но это можно было легко списать на сценическое волнение или эмоциональность выступления. Но это были МОИ впечатления от услышанного. А Андрей жаловался на дискомфорт, на усталость голоса, на осиплость после выступлений, на долгое восстановление голоса после них. Видите, как бывает: на слух голос звучит сохранно, а на деле - певец мучается.
Андрей рассказал, что до меня он уже обращался за помощью к различным преподавателям, не раз побывал у фониатра, посетил фонопеда, который поставил ему диагноз “привычное напряжение межчерпаловидной мышцы”... Но дело с мертвой точки не сдвинулось, не смотря на обход специалистов, а также, тот факт, что он сам прошел семинары Эстилл, сам преподает и сам тренируется, используя Метод EVT. Я была крайне удивлена услышанным, потому что совершенно непонятно, как человек, имея такой бэкграунд, не может сам разобраться в своих ощущениях. Но все стало понятно, когда я предложила Андрею выполнить упражнение на атаки звука - базовое, самое первое, самое простое.
Вот тебе и раз....
Меня ждал “сюрприз”: Андрей так жал на голосовые связки даже в примарной зоне, что было совершенно ясно, что при выходе наболее высокие ноты ему ничего и не останется, как подключать перстневидный хрящ. А при таком сумасшедшем базовом усилии результат будет, по ощущениям, ужасный. Так и получилось.
Я далеко не в первый раз сталкиваюсь с людьми, прошедшими семинары EVT, которые уловили там только биомеханику поведения структур голосового аппарата: их названия, способы изменения положений, упражнения... Но которые совершенно проигнорировали главный принциа работы со всеми этими хахаряшками: поддержание комфортного номера Работы. Андрей прекрасно знал словочетание про “комфортный номер”, но для него это был малосущественный и малопонятный факт, как для многих. Его анкеровка тоже таковой не являлась, а была просто чудовищным зажимом - что тоже весьма распространенное явление для тех, кто поверхностно познакомился с Методом.
Вот тебе и два...
В итоге Андрей, обладая от природы прекрасными вокальными данными, заработал себе ужасный аттрактор на зажим “всего певца”. И если по первому времени вокальная природа выручала, то чем дальше, тем становилось все хуже. И еще одна проблема, которая в первые несколько занятий тормозила наше профессиональное общение - Андрей был категоричен, убежден, что все знает, спорил со мной, капризничал и уверял, что не в состоянии выполнить мою рекомендацию по контролю за снижением уровня напряжения в районе голосовых связок.
Терпеть не могу работать с концертирующими вокалистами. Как по мне, они все уже состоявшиеся профессионалы, ревнивые к своей значимости и недоверчивые к чужой компетентности. В общем, начинали мы пипец как трудно.
Лично мне было совершенно ясно, в чем причина жалоб Андрея, но я некоторое время никак не могла понять, чего он так жмет? Любому действию всегда есть причина, и, если она не установлена, можно сколько угодно пытаться бороться с ее последствиями. Мне потребовалось несколько недель, чтобы в череде неудачных попыток избавить человека от страданий, понять, что действующий концертирующий вокалист и педагог НЕ ДЫШИТ. Это было нашим общим невероятным открытием!
Как только Андрей поймал ощущение баланса выдоха и “ответа” голосовых связок, все сразу встало на свои места: ушел зажим гортани и сжатие ложных связок, гортань приобрела “свободу передвижения”, был найден необходимый баланс построения формы голосового аппарата в зависимости от высоты и интенсивности звука, нашелся микст. Но оставались анкеровки, и мне даже приходилось “вручную” трясти и раскачивать Андрей в момент пения, чтобы снять зажимы с корпуса. И это стало его личным откровением: он был искренне поражен тому, что анкеровка - это не напряжение...
Данный пример как нельзя лучше подтверждает мои выводы, что с проблемой высоких нот может столкнуться не только начинающий исполнитель, но и матерый певец. И разница только в том, что начинающего тренировать дольше, а матерого - муторнее из-за постоянных терок его заносчивости. Но законы биомеханики голоса, вокальной акустики и вокальной техники одинаковы для всех: отсутствие или потеря баланса в производстве высоких звуков наглухо закрывает способность производить желаемое звучание легко и безболезненно кому угодно.