Найти тему
СПЕКТР АУТИЗМА

🧩 ТРЕНИНГ ОСНОВНЫХ РЕАКЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Тренинг основных реакций, также известный как PRT, является уникальной формой поведенческой терапии для детей с РАС. В нем используются поведенческие приемы в естественной обстановке, чтобы помочь обучающимся обобщить новые навыки и уметь применять их в жизни. PRT был разработан докторами Дж. Роберта и Линн Кегель. Эта терапия нацелена на интересы ребенка и его ключевые области развития: мотивацию, самодостаточность и социализацию. Хоть PRT и имеет поведенческие инструменты, но отличается от бихевиоризма.

❓Что такое бихевиоризм?

Первым человеком, который проводил эксперименты с бихевиоризмом, был российский ученый Павлов. Он показал миру, используя манипуляции с собаками, что любое живое существо (человека в т.ч.) возможно научить вести себя определенным образом с помощью обусловливания.
Джон Уотсон разработал некоторые принципы бихевиоризма в 1913 году, что теоретически его целью является "предсказание поведения и контроль над ним". Уотсон также цитировал: "Дайте мне дюжину здоровых младенцев и я воспитаю из них, используя мой собственный созданный мир, любого специалиста из каждого на свое усмотрение - врача, юриста, художника, даже нищего или вора, независимо от талантов, склонностей, способностей, призвания и расы.
В то время как Уотсон первым выдвинул теории, лежащие в основе бихевиоризма, именно Скиннер популизировал последний своими художественными произведениями, включая утопический роман "Уолден Два" (об обществе, построенном на законах бихевиоризма). Именно Скиннер разработал поведенческие методики, называемые "оперантным обусловливанием", основанные на подкреплении и наказании. Он также пропагандировал бихевиоризм как основное направление в психологии середины 20 века.

❓Бихевиоризм и аутизм

В 1987 году Ивар Ловаас, психолог, опубликовал научную статью "Поведенческое вмешательство и нормальное познавательное интеллектуальное функционирование маленьких детей с аутизмом", в которой сообщалось об исследовании среди детей с РАС, получавших интенсивную поведенческую терапию по 40 часов в неделю в течение 2-6 лет. В итоговом результате Ловаас обнаружил, что большинство из экспериментальной группы значительно улучшили свои когнитивные навыки, поведение в том числе.
После этого Ловаас стал "отцом" прикладной поведенческой терапии (АВА), которая превратилась в "золотой стандарт" лечении аутизма. Когда ребенок овладевает каким-либо навыком, он получает подкрепление (поощрение), а методы наказания в нынешнее время используются крайне редко, в сравнении с прошлым опытом АВА. Формат занятий проходит в подготовленном кабинете один на один со специалистом. Однако групповая практика также пользуется успехом.
В настоящем, по сей день, имеются сторонники АВА в стиле Ловааса, но этот подход стал менее популярен по нескольким оправданным причинам.
Практики и теоретики АВА начали изучать новые направления поведенческой терапии. Несколько значимых новаторов в этой области были заинтересованы в объединении различных методов развития, ориентированных на детей, совместно с проверенными поведенческими технологиями. Их надежда состоит в том, чтобы научить детей не только приемлемому поведению и новым навыкам, но и вовлечь их эмоционально и социально.

Тренинг основных реакций прочно основан на бихевиоризме, но заимствован из теории развития. В результате чего он одновременно похож на "классическую" АВА и отличается от нее.
PRT фокусируется не на отдельном поведении, а на ключевых областях онтогенеза. Такой подход позволяет улучшить социальные, коммуникативные, поведенческие и когнитивные навыки одновременно.

Существует 4 таких области:

👉 Мотивация
👉 Реакция на множественные сигналы
👉 Саморегуляция
👉 Инициирование социальных взаимодействий

PRT-терапевты также используют вознаграждения, чтобы мотивировать детей с аутизмом на освоение новых навыков. Однако, в отличие от АВА специалистов, которым позволено применять в качестве поощрений конфеты или игрушки, PRT практики пользуются "естественным подкреплением" для стимулирования выполнения заданий.
Например, на АВА занятиях педагог может вознаградить ребенка конфетой за то, что он надел самостоятельно куртку и ботинки, а на PRT процедуре подопечного выведут погулять на улицу после выполнения такой же инструкции.

PRT специалисты также используют несколько этапов, начиная с подсказки и вознаграждают не только успешное выполнение задания, но и саму попытку добиться цели. Поощрение за "успешные моменты" повышает мотивацию ребенка продолжать попытки, несмотря на сложность работы.

PRT начинается с оценки, направленной на определение проблем и сильных сторон ученика в 4-х ключевых областях. Затем терапевт ставит соответствующие цели и прописывает рекомендации по количеству занятий (обычно 25 часов в неделю). Базовая структура PRT аналогична ABA: предшествующий фактор, поведение и последствие (ABC). Поскольку обстановка обыденная, мотиваторы выбираются самим ребенком и любая попытка сопровождается вознаграждением. Это делает процесс обучения гораздо более увлекательным. Ребенок, которому весело, с наибольшей вероятностью будет охотнее заниматься, учиться и общаться.

Сеансы PRT могут проводиться практически в любой обстановке, но эффективнее, если задействовано несколько лиц: обучать всех членов семьи, учителей и воспитателей, для успешной интеграции во все аспекты жизни. Конечно, никакой метод коррекции аутизма, не приводит к полному излечению, но PRT, по многочисленным исследованиям, помогает приобретать новые навыки для детей с РАС и повышает их уровень социальной активности.

Минус данной терапии состоит в том, что PRT разработан не так давно в отличие от ABA. Найти специалистов будет сложнее, однако возможно, используя консультацию сертифицированных терапистов по ПАП.