Найти тему

БИЗНЕС итоги 2022 года: убыток

Оглавление

Долго думала, писать или нет, здесь на Дзене такую статью. А с другой стороны, если оно так, все это занимает большую часть моей жизни, и влияет на мое состояние. Что ж не написать как есть на самом деле?

Пишу в целях упорядочить мысли, подвести итоги и двигаться дальше.

Если кому будет полезно: познавательно, как пример реального коммерческого опыта, может остережет от чего, или наоборот укрепит в своем, то буду рада.
В том числе буду рада доброжелательным комментариям и советам.

Статья длинная, тема сложная. Я предупредила 😎

Итак. На этой неделе бухгалтерия наконец свела все цифры. И да, убыток, точнее не бывает!

Мы ООО с НДС, на полном налогообложении.

Поэтому закрытие года идет поэтапно.

В январе делается точный расчет по продажам клиентам и поступлениям товаров, чтобы до 28 числа уплатить налог НДС. А далее аж до 31 марта можно сводить все остальное, срок уплаты прибыли и прочих налогов.

У нас два бухгалтера, все под их контролем, со мной согласуют финальные цифры и ставят платежки на оплату.

-

ПОЛЕЗНАЯ РЕМАРКА.

Вся суета с оптимизацией - если хочется платить поменьше налогов (НДС или прибыль) - может быть только внутри периода! Оптимизировать можно ТОЛЬКО реальными фактами оплаты и получением товаров / услуги. И эта оптимизация обычно у всех компаний и проводится как раз в 4 квартале, в конце года. Логика такая: лучше купить больше товара на склад или потребить больше услуг, чем излишки отдать в виде больших налогов.

-

Но этот 4 квартал 2022 года был самым плохим за все время нашей деятельности!

Хуже весны, чего не было никогда!

Вернее уже начиная с августа было понятно, что все плохо. Прибыли не будет, а значит и суетиться с оптимизацией не надо. Налог НДС можно уменьшать только закупкой товара на склад (увеличением входного НДС), а на это нужны опять же деньги, которых нет, поскольку все сейчас по 100% предоплате.

Поэтому, сдав НДС в январе 2023, я и не торопила бухгалтеров с точным расчетом полных итогов 2022 года.

А они затянули, раз сроки длинные. Но и привели всю документацию в полный порядок. И вообще молодцы! У нас полный порядок с бумажным архивом, с документами в 1С, реальный склад 100% соответствует документам и прочее...

К тому же у меня есть свой ОПЕРАТИВНЫЙ контроль

Веду свой платежный календарь в гугл-таблице (сочинила ее сама), и производя оплаты - сразу и вижу полную ситуацию, и контролирую ее.
У меня расчерчено по неделям, есть приходы денег на р/с, есть расходы по группам.
И если неделя в плюсе, то ок, возникает излишек денег, который могу направить на что-то дополнительно.
А если неделя идет в минусе, то я вижу все расходы наперед, и могу их отменять и сдвигать (если это возможно).

Самое сложное - когда стоят плановые оплаты - жесткие, например, аренда, налоги, зарплата, кредит, а продажи при этом падают, и денег приходит недостаточно.

Тогда в моменте приходится "распечатывать" кубышку. А потом в нее, конечно, возвращать. А если ее нет или она кончилась? То все, кирдык бизнесу. Потому что нельзя не платить вовремя обязательные платежи.

Мои нервы за эту осень просто "сгорели", именно из-за этой постоянной ситуации, когда приток денег не обеспечивал реальные расходы, и приходилось выкручиваться и маневрировать.

Довела себя до депрессии и визита к специалисту

-

А раз не хватает притока денег, а платить-то надо, то ЧЕМ?

Все просто - сокращением складского запаса!

Товар продается из наличия, а наличие не восполняется.

Это очень опасная ситуация!

Если складской запас уменьшить ниже какого-то значения (у нас например это месячный запас), то продажи могут резко падать еще больше уже из-за того, что нечего продать, клиентам не хватает выбора или нужного товара, уходят и не возвращаются.

Критическая неснижаемая точка! До которой лучше не доходить.

У нас весной 2022 был удвоенный складской запас.

Также он был максимальный летом, когда открывали офис в Москве, и сделали для него большую закупку (на кредитные деньги как часть бизнес-проекта).

Уже в августе были сигналы, что не выходим на плановые цифры. А расходы-то увеличили! Два офиса вместо одного, больше сотрудников. И два склада, двойной запас, который надо поддерживать.

Мы решили, что Москва - круче чем мы думали, и не соответствуем или что-то не понимаем. И наняли консультанта.

Работали с ним сентябрь-декабрь, очень много работы, много правильной.

Случился хороший личностный рост. Но сами продажи ИМЕННО ОСЕНЬЮ когда нужно было - не выросли. Я писала позже об этом

Это и есть отличительная черта БИЗНЕСА. Бизнес не терпит ОШИБОК.

Можно делать кучу работы, но если она безрезультативна, это ничего не дает. И отмазка "но мы же много работали" - ни о чем...

Надо четко диагностировать проблему и именно ее и решать.

И что она решена - сразу видно по достигнутому результату.

-

ПОЛЕЗНАЯ РЕМАРКА.

Вот поэтому и есть фраза "кто не рискует - тот не пьет шампанского". Успешный бизнесмен - это тот, кто добивается РЕЗУЛЬТАТА! То есть по типажу это "человек-результат".

ОДНАКО! В команде такого предпринимателя обязательно должны быть "процессные" люди, которые будут на подхвате, держать под контролем, соблюдать регламенты, оптимизировать. Обычно это фин-директор или главный бухгалтер. Кто будет создавать "кубышку", анализировать, улучшать.

-

Мы с мужем такая пара.

Он - рисковый, а я процессная. Хотя за долгие годы совместного сотрудничества уже многому научились друг у друга.

И все-таки.

Тот кто принимает решения, несет ответственность и должен уметь "терпеть" неудачи и риск. Я не такая, сейчас очень хорошо это понимаю. Из-за постоянного стресса все последние годы УЖЕ ПРОСТО МЕЧТАЮ О ТИХОЙ ГАВАНИ...

С лета и до конца года наш склад уменьшился на 2 млн рублей!

Я это видела, и понимала что происходит (по закупкам со мной работает логист, и я и не давала команду, что можно закупать, не было возможности, вот и не покупали, а склад таял...)

Поэтому, когда на этой неделе бухгалтер эту сумму убытка мне и назвала, я не была удивлена. Она была для меня очевидна.

-

ЕЩЕ ПОЛЕЗНАЯ РЕМАРКА.

Наверное, этим своим примером я наглядно показала, в чем разница бухгалтерского и управленческого учета.

Бухгалтерский - по установленным правилам, в свои сроки, обычно с опозданием, с целью уплаты налогов.

Управленческий - ОПЕРАТИВНЫЙ - тот, который СРАЗУ помогает принимать правильные решения.

-

Весь этот убыток создался именно осенью.

Увеличенные расходы (включая на рекламу, маркетинг, пробы нового, консультанта и тп) в совокупе с падением продаж.

Уже в ноябре можно было сказать "СТОП" и начать резать издержки.

Меня останавливало то, что в сентябре мы предприняли серьезные шаги по сокращению расходов, в частности в Нижнем Новгороде переехали в маленький офис

А раз площадь в Нижнем маленькая, то мы вернулись к ситуации "один большой склад" - и теперь он в Москве.

Поэтому я нормально относилась к ситуации" сушки" складского запаса. Ожидая роста продаж, что все предпринятые меры сработают...

-

На самом деле - осень прошла в какой-то суматошной суете.

ОТ НЕУВЕРЕННОСТИ!

Правильнее - решиться и делать как считаешь нужным. Но вовремя поправлять курс!

Мы много потом анализировали, что ж так упали продажи и почему весь активный маркетинг не сработал на рост?

Ответ в итоге даже банален:

  • У нас ушли два ключевых поставщика, дырка в 30% в ассортименте, в моменте ее не закрыть. Нормальные замены (и то относительно) вводили всю осень, более-менее продаваться стали уже в 2023.
  • У остальных ключевых поставщиков ПРОСТО НЕ БЫЛО ТОВАРА НА СКЛАДАХ. Если весной все как-то создали запасы и на них прожили лето, то осенью все огрехи новой логистики и вылезли. Плюс у всех упали финансовые возможности. Банки кредитуют под конские проценты, доверия ни у кого нет, товарных отсрочек нет, все по 100% предоплате, а свои финансы ограничены.
  • И после шока в сентябре, клиенты перешли в режим "ожидания". Если весной ситуация сопровождалась ажиотажным спросом, то теперь переход в длительное затяжное падение. Все будут так или иначе затягивать пояса.

Почему я написала "банален"?

Не хватило тогда личной жесткой оценки и выделения нужных приоритетов. Можно было и не суетиться, и не тратиться.

Отрицательный опыт - это тоже опыт... Но ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ!

Что сейчас?

Январь 2023 был в продажах неплохим, февраль похуже, март идет со скрипом.

Тенденция мне не нравится!

Складской запас ниже нельзя. Кредитов больше тоже нельзя. Кубышка уже небольшая и совсем неприкасаемая. Крутимся-вертимся. Всю оптимизацию расходов - что можно сократить - мы сделали осенью. Расходы минимизированы. Нужно работать в безубытке и дальше в рост.

Как я писала ранее - март - первый полный месяц с 22 рабочими днями, и он все покажет. Анализировать будем по его итогу. Напишу об этом...

То есть сейчас СЛОЖНО. Очень! Но уже и привычно. Ко всему привыкаешь...

Однако убыток за 2022 документарно показывать не стали!

Все-таки оптимизацию мы сделали.

Осенью в антикризисных мерах - свою машину, которую как раз выкупили из лизинга - мы продали себе. Раньше она была на компании (и это очень было удобно, лизинг - расход с НДС, плюс все расходы на содержание за счет компании). А теперь она наша, личная. Продажу провели правильно, по оценочной цене. Итого 1 млн руб - доход с этой сделки на компании (ха-ха!).

Уже осенью мы все это знали. Что продажа машины даст "доход". Но решили, что так нужно. Машина, если что, ликвидный актив. И расходы на нее сняли с компании, что тоже правильно с точки зрения проблемности.

Итого остался убыток 1 млн рублей. А с ним документарно сделали так: перенесли на январь 2023 второстепенные расходы 4 квартала. Типа вовремя не получили закрывающие документы. Нет документов - нет расходов (формально, конечно).

Итого, показали символическую прибыль.

Для чего такая комбинация: показывать убыток или нет?

Вот она опять разница бухгалтерского и управленческого учета!

По-управленчески: убыток 2 млн по основной деятельности.

По-бухгалтерски - убыток всего 1 млн (из-за продажи машины), плюс расходы не зачли внутри периода, всплывут позже, в январе. И вуаля, по-бухгалтерски убытка в 2022 уже нет...

-

ПОЛЕЗНАЯ РЕМАРКА.

Не скупитесь на бухгалтерию! Она должна быть с вами на одной волне! Опытная, дотошная, честная, но и гибкая. В балансе между "как надо" и "как лучше".

Плохой бухгалтер создаст кучу проблем, когда реально не соберет все документы, все не проведет, и учетные цифры будут в отрыве от реальных, что приведет к путанице, большим налогам и штрафам. Знаем, проходили...

-

Почему убрали убыток?

Никогда не помешает ХОРОШИЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС (главный итоговый документ). Я кстати, еще не видела его за 2022, дадут на днях. В балансе рядом цифры за последние 3 года. И кто в этом всем разбирается, все смотрит, всю динамику.

По компаниям сейчас все цифры открыты, вплоть до численности сотрудников, какие налоги платятся, доходы/расходы (из баланса), судебные дела и тп.

У нас 30% клиентов - организации. У многих есть проверка. Плюс у нас есть открытые кредиты, да и дальше будем ими пользоваться.

В общем, сделали так, чтобы не осложнять себе дальше. УТОЧНЮ! Ничего не нарушили (воспользовались "дыркой" несвоевременного учета расходов).

Про план я написала. Закрываем март и делаем полный анализ точки безубыточности по нему. Надеюсь, позитивные сигналы будут. А если негатив - то будем смотреть ему в лицо...

Ставьте 👍👍👍 кто дочитал! Вы молодцы! Спасибо, что интересуетесь бизнес-темами. Мотивирующая цитата: