Всем Доброго Аудифильского!!!
Чувствую у подписчиков вчера случился некультурный шок. Но подробности его временно засекречены. Он вот взял и случился. Выяснение причин инцидента еще идет.
А сегодня у нас особый разговор.
Сегодня на повестке дня такой раскрученный параметр как Коэффициент Нелиейных Искажений.
Любят им инженеры-антиаудифилы манипулировать, сами в процессе не разобравшись.
А что там на самом деле?
Что это за зверь? С чем его едят? Почему колонки делают 4% этого дела и никаких проблем с ними, а усилитель 0.1% дает и это много. И с этим бороться надо.
А если проводить эксперименты над человеком, и умышленно подмешивать гармоник на целых 5 % то человек разницы не услышит.
Что за ерунда???
И вообще. Почему Винил дает 0.7% КНИ, Катушечник 1.5, ЦД диск - 0.05 - а инженеры-антиаудифилы разницы не слышат? Что за ерунда? Уж эти-то должны Катушечник на 19й скорости за полноценный носитель не считать в первую очередь.
А им почему-то Винил насолил, а катушку они уважают. Что за ерундопель такой???
***
Я тут чего заметил. Меня на такие аналитические статьи пробивает по Весне. Да да. Я подвержен.
Но вы ведь знаете уже, за почти 3 года моего блоггерства, что если я за такие дела берусь, то там Педантизма в Зашкале?!!
Готовы? Сейчас все по полочкам будет. Вы точно к этому готовы?
Точно точно?
Ну тогда погнали. Если что не так, сами виноваты будете!!!
***
фото отсюда https://present5.com/parametry-zvukovyx-traktov-1/
1. Что такое вообще этот КНИ?
Как-то мы так привыкли, что это гармоники на выходе, которых не было на входе.
И методика измерений его она ведь такая же.
Взять синус, подать на вход. Получить на выходе сигнал. Померить его амплитуду Вольтметром. Отфильтровать частоту входного синуса, и померить остатки.
Потом поделить одну напругу на другу, умножить на 100 и улыбаться.
Но давайте вдумаемся. Вот если у нас Шум на выходе усилка. Он ведь во всем спектре частот? А тогда наш КНИ будет расти при росте шума?
А шум ведь маскирует тихие звуки. Чем нарушает наше слуховое восприятие детальности звучания тихих звуков.
И не просто детальности. Он ведь нарушает и время слышымого восприятия этих звуков. Т.е. они и начинаются позже, и затухают раньше, маскируясь в шумах. А это значит, что имеет место быть и нарушение Динамических Характеристик.
Но это нарушение тоже в показатель КНИ пролезло.
А что будет с КНИ если у нас усилитель Класса Д? Вот лесенка у него. Она дает пульсации на верхних гармониках. Этак на 5й - 8й.
И это снова задерет нам КНИ.
Это пока еще легкая дискредитация показателя. Что он в себе отображает еще кучу всякого хлама, не имеющего отношения к гармоникам в чистом виде.
2. А сейчас давайте про УШИ!!!
Давайте такой эксперимент.
Берем мужичка, что не громко так... ну скажем стихи читает.
Ну вот так вот например.
видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=pI839xQAjUA
А мы-то рифму там найти пытались, в школе-то. А там интонационную полифонию искать надо было. И никто ведь не объяснил.
А там вона как. Прям музыка. Особенно на фразе "Невозможно терпеть эту Беззвездную муку". Это ведь Маяковский про Пинк Флоид писал? Бах-то уже тогда был. Но он же еще не Звездил по телевизору. Да и в радио-приемниках тоже.
Давайте к делу. Сейчас дядька читает скажем децибеллах на 50.
А давайте громкость выкрутим до упора. Так, чтобы у него децибелл 80 получилось.
Слышите как звук изменился? Он стал объемный, прозрачный, яркий.
А теперь убавляем на уровень как было. И звук стал плоский, и как-то тембрально менее насыщенный.
Это чего было-то? Что поменялось на самом деле?
Давайте копать. Берем усилитель и наушники. Меряем их КНИ на этих 2х громкостях. Да как-то не особо чего и поменялось. Ну может есть там 0.2% дельты. Но как бы на фоне изначальных 1.5 на СЧ. Ну стало 1.7%.
Но мы же знаем, что 5% не слышно. Да и 0.7 и 1.5 при копировании Винила на Катушку мы за один в один принимаем. Причем если на Винил Цидюк Изначально записали, с 0.05% КНИ мы почему-то ЦД от копии с Винила на Катушке не отличаем.
А тут чего??? Откуда разница? Да такая сильная?
А давайте вспомним, как вообще гармоники на звук влияют? Вторая делает звук мягче и теплее. Третья, ярче, плотнее, и резче.
И тут у нас вроде как... Похоже на вторую и третью вместе взятые. Причем хорошо так взятые.
Давайте попробуем взять Эксайтер. Это как раз приборчик, что гармоники накидывает. Ну и на Оригинальне 50 Дб накинуть этих самых гармоник.
И вдруг опа. Вот же. Вот этот же звук!!! Вот прям один в один по тембральному окрасу, только не орет!!!
А чего там на шкале у Эксайтера?
Ну там 7-8 каких-то условных. Давайте по синусу КНИ тракта померяем. Подаем 1 кГц и.... елки... 20 процентов!!!
Это чего? Это как???
Это что у меня уши в голове на 80 Дб накидывают 20 процентов КНИ которых не накидывают на полтийник???
Е мае!!! Так вот откуда у соседа тяга громкости навалить. У меня-то лампа в доме. Да и сам я предварь с гармоникам сделать умею. А у него там Хай-Фай бюджетный стоит.
И он гад делает все то же самое, что и мой Киболаксовый Хай-Энд - только через ненависть соседей!!!
Вот я за что деньги-то отвалил. За то, чтобы со мной соседи здоровались, после того как я музыку в свое удовольствие, в час ночи, да на колонках с мощным глубоким басом, послушал.
Но это ладно. Давайте дальше.
3. КНИ в колонках и усилителях.
Давайте пошалим. Только в обед буднего дня. Чтобы соседей не потревожить.
Итак. Берем широкополоссный динамик. И загоняем его в перегруз. Ну вернее как. Выкручиваем басы, так чтобы он хрипеть начал.
А теперь берем сабвуфер. Такой, чтобы басовик на нем от силы 200 Гц отрабатывал. И усилитель в 10 раз мощнее. И загоняем в перегруз динамик этого саба. При этом подавая на него только басы до 100 Гц.
И опа. А он не хрипит. Он хлопает.
А теперь берем колонки напольные. Убавляем громкость на УНЧ так, чтобы все нормально было, но громко.
И перегружаем вход в этом усилителе, сначала подавая весь сигнал музыки. Хрипит. Так же как на динамике, который мы басами перегружали.
Но мы сейчас басы не задирали. Мы просто вход по амплитуде перегрузили.
Но давайте дальше. Подаем сюда только сабвуферный режим. До 100 Гц. И снова перегружаем. И снова... хрипит.
Т.е. динамик сабвуфера у нас на перегрузе хлопал. А тут хрип.
Но это не все. А давайте СЧ динамик отцепим в колонке. И вдруг раз. А перегруза-то нет. Еще нет. Басовик еще работает без перегруза. А СЧ динамик хрип воспроизводит.
Это еще что за дела такие???
4. Дребезг Коммутации. Шумы Коммутации.
По научному наш хрип был Шумом Коммутации. Но некоторые термины они настолько мутные в плане реальной природы происходящего, что порой вообще отвлекают от реального процесса.
Взять тот же фазоинвертор. Что за приблуда такая? Одно дело Басс Рефлекс. Тут все понятно. Он басы в дырку наваливает рефлексируя.
При этом ни слова о том как именно это делает. А вот фазоинвертор - кажется, что все ясно, что там за процесс. Но реально там совсем другой процесс. То, что вам кажется - это предмет вашей фантазии вызванный смыслом словсочетания в названии. Но это как "Чья бы корова мычала". Смысл в словосочетании один. А вот фраза как термин совсем о другом.
И вот эта подстава в науке. Рефлесия по Басу тут как бы не создает иллюзии занания на реальном незнании.
Так вот Шум Коммутации, он конечно не такой бредовый как Фазоинветор. Но тоже вызывает ощущение с шипением и пощелкиванием.
Дребезг тут как-то попонятнее.
Давайте пример с роялем. Там 3 струны дают звук одной ноты. Получая по ним одним молоточком.
3 их там изначально только для того, чтобы громкость повысить.
Но потом их начали настраивать с небольшим сдвигом. Скажем герц в 10 друг от друга.
Это стало давать некоторое колебание амплитуды. Что придало звучанию рояля переливчатости и объемности.
Но вот если их настроить на 100 Гц разницы или выше. То это биение уже начнет дребезжать.
А что у нас происходит при Клиппинге?
фото отсюда https://www.drive2.ru/l/556099997054010970/
Правильно. Шел сигнал. Вдруг резко переключился на прямую форму, потом снова вернулся к сигналу. И так 4 раза за один период.
В схеме в этот момент реально коммутация токов в транзисторе происходит.
Т.е. данный Шум Коммутации он в 4 раза выше основной частоты.
А это уже на 25 Гц станет 100 раз. Т.е. в звуковом поле это уже Дребезг Коммутации.
И вот именно он-то у нас и есть ни что иное, как хрип и прочие привычные нашему слуху перегрузы.
И спектр его при этом широченный, с основным тоном именно Дребзга в 4 раза выше исходного тона.
Поэтому вместо басовика у нас СЧ динамик трещать начал, когда мы вход в усилителе перегрузили.
При этом КНИ у нас был... Вот в момент такого перегруза... Готовы???
Точно точно? Вы уже поняли - там 20 Процентов!!!
Это момент когда уровень основного тона, второй и третьей гармоник одинаковый.
И слух наш от этого дела - Тащится!!!
Другой вопрос, что это должны быть чистые гармоники. Без клиппинга. Без Дребезга Коммутации.
И Эсайтер в этом плане обучен это делать. Он валит 20% КНИ геренируя именно чистые синусоидальне гармоники. С началом в нуле. Плавным Экстреммумом на пике(если термин не путаю) и затуханием в нуле каждого полу-периода.
А вот Дисторшн - что делает ревущий звук электро-гитары - делает эти же 20 процентов КНИ - С этим же спектром по первой-второй-третьей, но добавляя к нему Дребезг Коммутации.
5. Итого
"-Иванов
-Я
- 2 рубля.
-Петров
-Я
- 3 рубля.
- Сидоров
- Я
- 4 рубля
- Итого
В ответ тишина.
- Странный какой, больше всех дают, а он молчит."
В целом вы уже все поняли.
КНИ - это такой мутный параметр аналитики работы электроники, что замеряет помимо уровня гармоник, еще и кучу всяких шумов разной природы.
А потому когда речь идет о КНИ в двухтактном усилителе, где особенно на малой громкости, шумы коммутации Первого Ватта формируют выраженное Дребезжание, названное Транзисторным Звучанием.
То у нас к нему одна Кртичиность.
А когда колонки наваливают 4% исключительно за счет того, что инерция басового динамика не позволяет ему вовремя развернуться и назад пойти. И он в эти моменты по инерции вторую с третьей подкачивает.
То там нет проблемы с Дребезгом Коммутации.
Там чистые гармоники.
А показатель искажений у Усилителя и Колонок один. И измеряется одинаково.
Хотя по факту это кардинально разный вид посторонних призвуков в сигнале.
И по большому счету этот КНИ о нем ничего не сообщает. 20 процентов его могут звучать как ярко и плотно, так и хрипеть по самое Элекро-Гитара рычит.
Где ж тут информативность о звучании системы??? Цифры одинаковые. А звук разный. И для получения удовольствия от него нужно 2 принципиально разных подхода о его сознательном применении.
А если применять бессознательно. Так сказать Методом Слепой Обработки Сигнала. То один вид 20 процентного обогащения сигнала радует слух. А другой как-то вот прям совсем не пригоден даже для передачи разговоров по телефону. Телефон с таким искажением в ремонт нести придется.
В целом отсюда и выросли ноги о том, что двухтактный усилитель должен иметь КНИ в 100 раз ниже, чем в Акустике. Он такой нужен ему не за счет гармоник в сигнале, а за счет Дребезга Коммутации, который недифферинцированно измеряется вместе с уровнем гармоник.
Ну вот как-то так. Про остальные носители все вытекает по этой же логике. Все зависит от того, что в этот КНИ влезло помимо уровня гармоник при измерении.
Спасибо, что дочитали!!!