Данный материал является перепечаткой статьи Традиционные танцы индейцев Америки (части 1-4), опубликованной на портале 4dancing.ru.
* * *
Танцы американских индейцев, также называемые индейскими танцами, — традиционное искусство коренных жителей Америки. Рассмотрим индейские танцы с точки зрения их общих особенностей, а также их проявления в ряде аспектов жизни.
В качестве основных факторов, которые объединяют практически все индейские танцы, можно выделить организацию танцев в племенах, а также отношения человека и божеств, выраженные в танцах.
Многие виды танцев, как правило, посвящённые празднованию рождения новой жизни, разрабатывались коренными народностями Северной и Южной Америки в течение тысячелетий. Это наиболее заметно в культурах западной части Северной Америки (современный штат Калифорния, США), в Венесуэле и Тьерра-дель-Фуэго в Южной Америки. Сохранились различные свидетельства танцевальных погребальных обрядов на севере США, в Канаде и в южных пустынях. Танцы войны и охоты получили известность фактически везде по двум континентам, но наиболее они развились среди охотников на Великих равнинах Северной Америки. Так называемые танцы животных варьировались в зависимости от местной фауны: у тропических народов был популярен танец тигра, а в северной части Северной Америки и в Сибири распространился культ медведя.
Религиозная магия, или шаманизм, практикуемые целыми обществами или отдельными шаманами, были похожи на некоторые практики сибирских народов, таких как эвенки и чукчи. Шаманизм, в котором танцы использовались для лечения больных и связи с миром духов, распространился на юго-востоке Бразилии, а наибольшее распространение подобные практики получили среди арктических народов. В Мексике получили развитие, вероятно, пришедшие из Перу, сельскохозяйственные танцевальные обряды. Стоит отметить, что на более поздние сельскохозяйственные танцевальные формы повлияли иберийские ритуалы.
Отдельно стоит выделить танцы пуэбло из юго-западе США, где, чтобы исполнить танец, исполнители тренируются целыми месяцами, а также должны получить ритуальное благословение перед выступлением. Такие танцы используются, чтобы вызвать дождь, вылечить членов племени или получить благословение от духов предков. Хотя подобные танцы имеют религиозное значение, они являются светскими, и любой может поучаствовать в них.
Религиозная символика является значительной как во взаимоотношениях американских индейцев, так и во время их танцев. Мужчины часто символизируют в танцах фаллических и агрессивных сверхъестественных существ, а также божества дождя, в то время как женщины символизируют богинь плодородия.
В церемониях ирокезов женщины представляют трех Изначальных Сестер — духов кукурузы (маиса), фасоли и кабачка. Точно так же, женщины пуэбло в своих символических танцах изображают духов растений и человеческого плодородия.
Также в качестве примера можно привести обрядовый танец с корзиной племени тева народности пуэбло, в котором присутствуют церемонии вызова духов для способствования улучшению урожайности. Также этот церемониальный танец символизирует центральную роль женщины в поддержании жизни пуэбло.
Отдельно стоит отметить отношение к духам животных в танцевальной культуре индейцев. В подобных танцах также есть также отдельные роли для мужчин и женщин. Женщины племен оттава и хо-чанк имитируют в танце полет диких лебедей и гусей, а мужчины ирокезов и пуэбло имитируют в танце движения орлов. В танцевальных церемониях мужчины и женщин этих племен также регулярно встречается имитация сверхъестественных духов медведей и бизонов, причем в танцах ирокезов эта имитация гораздо более реалистична. На юго-западе, особенно в новых мексиканских пуэбло, мужчины изображают духов оленей. Сольные танцы, посвященные оленям, также встречаются в Аризоне и Соноре, при этом солистом всегда является мужчина, который довольно реалистично изображает охоту и убийство животного.
В целом, как в Северной, так и в Южной Америке сельскохозяйственные танцы, как правило, связаны и духами животных. Жители Британской Колумбии, переодетые животными, имитируют в танце сверхъестественных существ. В Венесуэле подростки племени майпуре, одетые в маски зверей, танцуют mauari — танец полового созревания.
Также в обеих Америках в танцах жестами отображаются отношения между человеком и божествами. Племя квакиутль в северо-западной Северной Америке разработало целый кодированный язык церемониальных жестов, подобный пуэбло, ацтекам и майя.
Танцы, посвящённые духам сторон света приняты фактически среди всех народностей, первоначально вышедших из районов Великих равнин и Великих озер. Особенно это заметно в танце трубки. Танцор по очереди предлагает трубку духам востока, юга, запада и севера, двигаясь по часовой стрелке, а затем божествам неба и земли.
Религиозная, ориентированная на природу концепция индейских танцев отличается от западных народных и художественных танцев, которые имеют только художественное или эмоциональное значение. Однако, при этом геометрические построения танцевальных фигур часто похожи на западные.
У индейцев среди охотников часто встречаются круговые танцы, в которых участники двигаются по часовой стрелке. Среди земледельцев также приняты подобные танцы, но участники в них движутся против часовой стрелки. Танцы, в которых группа исполнителей движется «змейкой», преобладают среди земледельцев племен ирокезов и пуэбло, а также среди этнических групп Центральной Америки и Анд. Среди ирокезов также очень популярны хороводы (причем, обязательно с ведущим-лидером танца). Что любопытно, они очень напоминают балканские танцы, которые очень распространены в юго-восточной Европе.
Линейные танцы аборигенов достаточно простые, они зачастую состоят буквально из пары основных движений. В Латинской Америке и на юго-западе США подобные в подобных танцах очень четко можно проследить испанские элементы, поскольку на традиционную культуру индейцев в этих регионах оказали сильное влияние испанцы во время колонизации. Также стоит отметить испанское и австрийское влияние в парных танцах Латинской Америки.
Основными характеристиками индейских танцев являются немного наклоненное перед туловище, постановка ног на всю стопу и тенденции к расслаблению мышц, а также сдержанности в жестах во время танцев. Это основной стиль движений тела, хотя он может меняться не только в зависимости от региона или племени, но даже в разных танцах. Также нужно отметить, что при «сельскохозяйственных» танцах обычно тело исполнителя расслаблено, а осанка прямая. В отличие от этого, мужские военные танцы зачастую включают в себя сложные резкие движения и изгибы туловища (приблизительно какэ то происходит в танцах, посвященных духам животных).
По всей Америке позы и движения в коренных индейских танцах также зависят от пола исполнителя. Женщины, как правило, более сдержанны и меньше поднимают ноги во время плясок. Исключением из данного правила являются военные танцы, в которых женщины используют те же самые шаги, что и мужчины.
Источники: https://4dancing.ru/blogs/160815/2250/, https://4dancing.ru/blogs/190815/2253/, https://4dancing.ru/blogs/220815/2256/, https://4dancing.ru/blogs/250815/2259/