Я не буду подробно рассказывать о том, как именно боролись. Ни про "Союз безбожников", ни про аресты священников, ни про количество разрушенных и разграбленных церквей, ни про другие способы так называемой антирелигиозной борьбы. Просто покажу вам фотографии, которые всё скажут сами за себя.
Откровенно говоря, друзья, я сам не религиозен, но от такого вандализма всё равно как-то не по себе.
На первом кадре вы видите взрыв Храма Христа Спасителя. Москва, 5 декабря 1931 года.
А это снос колокольни Успенской церкви, 1931 год, Новгородская область, Боровичи.
Колокольню мужского Спасо-Преображенского монастыря в Саратове взорвали 3 апреля 1929 года. После чего, в оставшихся монастырских постройках организовали военное училище. На месте разрушенного собора был оборудован воинский плац, на кладбище - стадион.
Ещё пример. Разрушение церкви Рождества Христова в Муроме, 1929 год.
Явно опытный человек сработал. И я сейчас не про фотографа. Краснодарский край, Ейск. Разрушение Свято-Пантелеймоновской церкви, 1936 год.
А тут обошлись без взрывчатки. Скорее всего, тянут за трос трактором. Разрушение колокольни Казанско-Никольской церкви, г. Вязники Владимирской губернии. 4 марта 1929 года.
Перед разрушением храмов, естественно, всё ценное экспроприировалось. На следующем снимке красноармейцы выносят церковное имущество из Симонова монастыря, 1925 год.
Вскрытие мощей Александра Невского и изъятие драгоценной раки, май 1922 года.
А это уже непосредственно вывоз из Александро-Невской лавры изъятых церковных ценностей. На фото малая рака, вынутая из стоящей под ней большой.
Там где церковь не рушили, скидывали с неё крест и колокола. На снимке сброс колоколов со Страстного монастыря, Москва, 1929 год.
Рабочие везут разбитый колокол на переплавку, 1930 год.
В своём дневнике о событиях в Троице-Сергиевой лавре писатель Михаил Пришвин писал:
«...Месяц тому назад я был свидетелем гибели редчайшего, даже единственного в мире музыкального инструмента расстреллевской колокольни: сбрасывались величайшие в мире колокола Годуновской эпохи. Целесообразности не было никакой в смысле материальном: 8 тыс. пудов бронзы можно было набрать из обыкновенных колоколов. С точки зрения антирелигиозности поступок не может быть оправдан, потому что колокола на заре человеческой культуры служили не церкви, а общественности...»
Как думаете, друзья, почему народ после революции так быстро отказался от прежнего уклада жизни и стал громить храмы, в которые раньше ходил каждую неделю?
Не забывайте поставить лайк данной публикации, как бы вы не относились к её теме. Это просто благодарность автору, так как подготовка таких материалов требует много времени и сил. За подписку на канал отдельное спасибо.
Читайте также: