Недавно на воинских эшелонах были замечены Т-54 и Т-55,м в сети сразу появились критические замечания, дескать, куда с таким старьем воевать. У старых танком не системы управления огнем, калибр пушки всего 100 мм, запускать ракету через ствол они не могут, тепловизоров нет, радиостанций цифровых нет, ГЛОНАССа нет, боевой управляющей системы нет, стабилизации орудия нет, бронирование слабое.
Во-первых, еще в советское время Т-55 проходили модернизацию и порой очень серьезную.
Т-55 действительно в качестве основного вооружения имеет 100-мм пушку Д-10Т, 580-сильный двигатель В-55, от Т-54 он отличается системой противоатомной защиты.
Броня гомогенная катанная и сварная, верх лба корпуса 100 мм под углом 60°, лоб башни 200 мм под углами 0°, 70° и 52°.
Выпускался Т-55 на Омсктрансмаше до 1979 г.! В Советской Армии его так и не сняли с вооружения.
В 1961 г. Т-55АМ, Т-55М и Т-55МВ получили дополнительную броню на башню, корпус и днище, бортовые резинотканевые противокумулятивные экраны, комплекс управляемого вооружения 9К116-1 "Бастион", новый двигатель В-55У на 620 л. с., новую систему управления "Волна" включающую в себя лазерный дальномер, баллистический вычислитель, прицел и стабилизатор, пушка получила теплозащитный кожух, установили систему запуска дымовых гранат 902Б "Туча" и систему защиты от напалма "Сода".
Часть танков получила зенитный пулемет ДШКМ, модернизированную ходовую часть, установлены гусеничные ленты ГМШ с грунтозацепами. Танки получили радиостанции Р-173 и радиоприемник Р-173П.
Т-55АМ-1, Т-55Д-1 и Т-55М-1 получили 690-сильный двигатель В-46-5М.
Т-55 даже обогнал время на Т-55АД помимо системы запуска дымовых гранат "Туча" получил активную защиту 1030М "Дрозд" с выстрелами ЗУОФ14, дополнительную бронезащиту корпуса и днища, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, двигатель В-55У мощностью 620 л. с., лазерный дальномер, баллистический вычислитель.
В 1985 г. Т-55АМВ получил навесную динамическую защиту.
В 1985 г. разработали модернизацию Т-55А - Т-55АМВ от предыдущей модернизации она отличалась навесной динамической защитой.
Союзникам должен был поставляться разработанный в 1983 г. Т-55М2 с бортовыми экранами и системой защиты от напалма "Сода".
В исходном варианте Т-55 могут использоваться как артиллерия с закрытых позиций поражающая противника.
По-хорошему советские модернизированные Т-55 требуют сейчас замены прицельного оборудования, установки системы спутникового позиционирования и боевой управляющей системы, замены радиостанций на цифровые, возможность управления БПЛА.
Неизвестно работоспособна ли система активной защиты, если она действует можно установить и не только на Т-55.
Во-вторых, Т-54/55 могут еще послужить после радикальной модернизации.
Так как скорее всего условия хранения танков были никакие, танки просто стояли на улице, у них все внутреннее оборудование, включая, возможно и двигатель пришло в негодность. Самая большая ценность это бронекорпус и башня, в ходе ремонта будет заменено все электрооборудование, отремонтирован двигатель, также осуществлено добронирование башни и корпуса, той же динамической защитой "Контакт-5" и "Реликт".
Израиль когда захватил несколько сотен Т-55 не долго думая переделал их в тяжелые БТР "Ахзарит". Они заменили двигатель на более узкий и сделали кормовой выход десанта.
В РФ уже была подобная модернизация Т-55, у танка снималась башня и делались люки для десанта. Тяжелый бронетранспортер назвали БТР-Т, он мог в качестве вооружения получить 12,7-мм пулемет или даже 30-мм пушку с ПТУР.
С пушкой и противотанковой ракетой БТР-Т превращается в своего рода "Терминатора". Сейчас также можно поставить модуль для БМП-2 "Бережок" с 30-мм пушкой и противотанковыми ракетами.
Но военные новые БТР-Т забраковали, выходить десант должен был поверх корпуса,а не с кормы. К тому же десантников было всего 5 человек, а мотострелковое отделение 11 человек.
В настоящее время такая модернизация более чем оправдана.
Неизвестно достаточно ли на снабжении у ВС РФ инженерных машин, можно на базе Т-54/55 сделать инженерные машины разграждения ИМР. Опыт такой был. Уралвагонзавод даже предлагал свой ИМР, но на базе Т-90.
Если же оставить башню с пушкой, то и тут есть пара вариантов модернизации.
В 2000-е гг. на Омсктрансмаше шли работы по универсальной башне "Бурлак", проект закрыли во времена Сердюкова. Башня должна была ставиться на танки Т-72 и Т-80.
Нужно в кратчайшие сроки собирать новую универсальную башню с 125-мм пушкой, но уже до Т-54/55 используя приобретенный опыт. В новой башне скорее всего для удешевления производства нужно ставить наиболее современную броню, но уже без принципа модульности* и отказаться от автомата заряжания.
*- при модульном бронировании башня получает быстросъемные защитные модули, которые меняются при повреждениях в боевых условиях, в ходе модернизации старые защитные модули могут быть заменены на более эффективные. По некоторым данным отказ от башни "Бурлак" произошел именно из-за принципа модульности, она стала слишком тяжелой.
Второй подвариант модернизации оставить старую башню и проводить модернизацию по новому проекту Т-55АМ Омского КБ.
Базовый Т-55 проходит капитальный ремонт и получает большое количество нового оборудования. На свою гомогенную броню танк получает съемные блоки динамической защиты, их нужно поставить в клин, для большей эффективности. Лобовая часть корпуса потяжелеет примерно на 800 кг из-за 152 элементов 4С22 "Контакт-5", башня получит 81 элемент динамической защиты "Контакт-5". Борта получат 460 кг резинотканевые экраны с 48 элементами "Контакт-5".
Обновленный танк потяжелеет, чтобы сохранить подвижность на приемлемом уровне Т-55АМ получит дизельный двигатель В-46-5МС мощностью 690 л. с. вместо 580-сильного В-55.
Ходовая часть обновляется, предусматривается использование кормового ведущего колеса с новыми венцами и усиленным креплением. Усиливается диск направляющего колеса и подшипниковый узел первого опорного катка. Опорные катки должны получить обновленные гидроамортизаторы с повышенной энергоемкостью и торсионами из иного сорта стали. Плавность хода должна была повыситься и соответственно танк в движении мог бы точнее стрелять в движении.
Гусеницу подлежала замене на новую с резинометаллическим шарниром, которая снижает удельное давление на грунт до 0,76 кг/кв. см.
Скорость с новым двигателем должна была составить 50 км/ч на шоссе, запас хода с дополнительными баками до 610 км.
Танк может преодолевать подъем в 32°, двигаться с креном до 30°, преодолевать стенку высотой 0,8 м, пересекать рвы шириной 2,7 м. Без подготовки машина может двигаться вброд до глубины 1,4 м. С установкой оборудования для подводного хождения глубина преодолеваемой водной преграды до 5 м.
Основным оружием является 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С, которая использует унитарные боеприпасы. Пушку до эжектора одевают в термозащитный кожух. Разброс по углам вылета снаряда сокращается в 2 - 3 раза, техническое рассеивание в 2- 4 раза. Расход боеприпасов сокращается на 20%.
Помимо штатных унитарных боеприпасов предлагается новый осколочно-фугасный снаряд ОФ70 с 2,24 кг ВВ. При начальной скорости 960 м/с снаряд способен лететь на дальность до 13 км. При разрыве площадь более 320 кв. м покрывается 3 393 осколками.
Танк способен использовать выстрел ЗУБК10-1 с управляемой ракетой 9М117М для поражения бронетехники и укреплений противника на дистанциях до 4 км. Ракета управляется по лазерному лучу. Кумулятивная боевая часть ракеты может пробить до 550 мм гомогенной брони.
Для борьбы с воздушными целями над левым люком башни устанавливается крупнокалиберный пулемет "Корд" с коллиматорным прицелом К10-Т.
На кормовой части башни устанавливаются 8 дымовых гранатометов 902Б "Туча".
За наблюдением за полем боя используются многоканальные прицелы прицельно-наблюдательного комплекса "Омь". Комплекс сокращает расход боеприпасов на треть.
В командирской башенке установлен дневной-ночной прибор ТКН-1СМ. Видимость ночью около 600 м. Есть режим работы в условиях световых помех.
Наводчик получает перископический прицел 1П3-7Д и тепловизионный 1ПН-96МТ. Первый позволяет обнаруживать цели на дальностях 10 км, в него встроен лазерный дальномер (дальность измерения расстояния 8 км) и баллистический вычислитель. Второй прицел при работе в пассивном режиме ночью может обнаружить вражеский танк (боковая проекция) на дальности до 3 км.
Оба прицела автоматически рассчитывают поправки и смещают прицельную марку в зависимости от дальности цели и других условий.
Механик-водитель должен получить перископический дневной-ночной прибор наблюдения ТВК-3. В пассивном режиме ночью видимость составляет до 250 м.
Радиостанцию уже надо ставить цифровую Р-168.
Как видим у танка должны улучшиться основные параметры: огневая мощь, защита, подвижность и командная управляемость.
К сожалению никакой массовой модернизации Т-55 до уровня АМ не проводилось. Сделали только один демонстрационный экземпляр для выставок.
Модернизация серьезная, можно только добавить, что у Т-55АМ не хватает комплекса управляемого вооружения, возможности управления и получения информации с БПЛА, а также боевой управляющей системы.
Все танки должны получить дополнительный двигатель для работы электрооборудования, чтобы вхолостую не гонять дизель.
Можно выделить третий вариант модернизации. Превращение Т-55 в машину огневой поддержки или БМПТ.
Использовать шасси Т-55 можно для установки различных боевых модулей.
Хорошо себя показывает БМП-3, но у нее главный недостаток легкое бронирование. С Т-55 можно снять старую башню и установить новую от БМП-3, также можно ее защитить более толстой броней и установить блоки динамической защиты.
Башня "Бахча-У" получила 100-мм пушку/пусковую установку 2А70 скорострельностью 10 выстрелов в минуту, боекомплект 40 выстрелов, из них 22 в автомате заряжания, ПТУР 9К116-3 с 8 ракетами из них 3 в АЗ. С пушкой спарена 30-мм пушка 2А72 со скорострельностью 330 выстрелов в минуту с боекомплектом 300 осколочно-фугасно-зажигательными и 200 бронебойными выстрелами. С пушками спарен 7,62-мм пулемет ПКТ.
В более легком варианте можно поставить башню "Бережок" с 30-мм пушкой и 4 ПТУР "Корнет". Есть и более новый модуль "Эпоха".
В более тяжелых вариантах "Терминатора" на шасси Т-55 можно установить собственно башню от настоящего БМПТ.
БМПТ получил две 30-мм пушки 2А42 с боекомплектом 850 снарядов и четыре ПТУР "Корнет" с кумулятивной боевой частью 9М120-1 и фугасной 9М120-1Ф. Имеется пулемет ПКТМ с 2 100 патронами.
Другой вариант тяжелого вооружения Т-55 установка 57-мм пушки.
В настоящее время идет проработка нового модуля АУ220М "Байкал с 57-мм пушкой 2А91.
Насколько сейчас известно не существует еще 57-мм снарядов с дистанционным подрывом. Скорее всего работы по ним ведутся сейчас.
Также на базе Т-55 можно делать командно-штабные машины и машины разведки и целеуказания.
Спасибо за прочтение.