Найти в Дзене
Наталья Баева

Когда и боги не всемогущи...

Если короли не могут жениться по любви, то бог, оказывается, не может заставить полюбить себя. Ему не возражают, это верно. Но можно ли любить при столь очевидном неравенстве?

Даже в античности понимали - нельзя. Здесь всесильные - бессильны.

И вечный сюжет о любви Аполлона к девушке, которая его отвергла, стал действительно вечным - художники воплощают его уже более двух тысяч лет.

Так забавна античность в исполнении средневековых живописцев! Даже если в самом сюжете ничего смешного. Неразделённая любовь - это невесело, а если безответна любовь бога?! Невероятно - и уже поэтому достойно памяти потомства.

Воспылал Аполлон страстью к нимфе Дафне - а она его не любит. Но - не сбежать, не скрыться от красавчика, считающего себя неотразимым... что делать? И взмолилась Дафна, чтобы её мать Гея превратила её в дерево! Стала благородным лавром.

Рисунок из средневековой рукописи
Рисунок из средневековой рукописи



Аполлон и Дафна. Антонио Поллайоло, 1475
Аполлон и Дафна. Антонио Поллайоло, 1475

Античные персонажи в костюмах, современных автору - это в наше время породило множество фантастических версий. Вплоть до того, что и греческие боги, и императоры Рима, и Христос с апостолами жили всего лишь лет пятьсот назад, и писаны с натуры.

Но самое первое изображение сюжета, очевидно, вот это: напольная мозаика в Риме времён Империи.

-3

Германия, 15 век
Германия, 15 век

 Аполлон и Дафна Италия 15 век
Аполлон и Дафна Италия 15 век

Полайолло
Полайолло
Густав Климт
Густав Климт

А у парижского мастера, имени которого потомки не знают, целый комикс из двух картин:

-8
Франция, 15 век
Франция, 15 век

Никола Пуссен
Никола Пуссен

Обратите внимание на третьего участника драмы - это Амур. По воле Рока, управляющего судьбами богов и людей, выстрелил он в Аполлона стрелой любви, а в Дафну - стрелой, внушающей отвращение. Не вольны они в своих чувствах!

Именно так было в ранних, классических вариантах мифов: люди - игрушки в руках судьбы.

Противоречие... В чувствах мы не вольны, но в поступках - вольны!

И решение, как именно избавиться от Аполлона, Дафна принимает сама.

Карло Чиньяни ок.1650 г.
Карло Чиньяни ок.1650 г.

Но не отступился Аполлон: лавр стал его любимым деревом! А лавровый венок - символом триумфа и победы.

Франческо Тревизани
Франческо Тревизани
Флорентийская школа, 17 век
Флорентийская школа, 17 век

Уже в Греции, в эпоху эллинизма, мотив предопределенности из мифов пропадает, поступки героев становятся следствием их собственных характеров, а судьбы - следствием поступков. И Амур в сюжете уже не нужен.

Вдруг оказывается, что Дафна дала обет девственности, а назойливого бога не волнует, что там она обещала другим богам! Наглость наказуема, это логично.

А потом эти мифы унаследовали римляне. Как сказки.

Сюжет взят из "Метаморфоз" Овидия, и уже тогда, когда был записан, он растерял серьёзность мифа, превратившись в авантюрную повесть. Однако очень немногие из художников заметили эту "авантюрность"!

Корнелис де Вос
Корнелис де Вос
Бендетто Лютти
Бендетто Лютти

Франческо Альбани
Франческо Альбани
Петро Бьянки
Петро Бьянки

А иные живописцы обнаружили в этом сюжете то, о чём не догадался бы и сам автор: лирику! Увидели что-то вроде жестокой драмы неразделённого чувства.

Лоренцо Бернини
Лоренцо Бернини
Джон Уотерхаус
Джон Уотерхаус
Фридерик Вильгельм Калб
Фридерик Вильгельм Калб
Шассерио Теодор
Шассерио Теодор

Вероятно, у каждого времени своя античность. То, что в средневековье представлялось Золотым веком человечества, в эпоху Рококо стало системой аллегорий, позже - поводом для размышлений о неизменности человеческой природы. А для нас сегодня - воспоминание о детстве человечества.

А детские сны, конечно, красивы, но не подобает относиться к ним излишне серьёзно.

Арт-студия Юлии Никитюк  1998 год
Арт-студия Юлии Никитюк 1998 год
Мара Даугавиете 2000 год
Мара Даугавиете 2000 год
-24

И как же не перевести на "аниме - эсперанто", чтобы все всё поняли без перевода?

Но может быть лучшее изображение такого вот "детского сна" - беглый рисунок Нади Рушевой. Ребёнка "на выходе из детства":

-25