Часто от учителей и родителей можно слышать мнение о том, что подростков сложно заинтересовать чем-то, вовлечь в какое-то дело. Ведь и сами дети 12-16 лет говорят взрослым: «Мне это не интересно, я не хочу в этом участвовать». И на первый взгляд может показаться, что ребенок просто ленится и хочет подольше «посидеть» в интернете. На самом же деле, часто, если дети не интересуются тем, что предлагают им взрослые, это значит, что им не по душе именно предложенные варианты занятий. Здесь ни в коей мере нельзя винить подростка, а стоит проявить больше изобретательности и фантазии педагогам и родителям. Ведь, несмотря на достаточную самостоятельность в некоторых сферах жизни, подростки все ещё остаются любознательными и активными детьми.
Не стоит забывать и о том, что в этом возрасте наряду с открытостью всему новому, присутствует и замкнутость, наряду с активностью – некоторая пассивность, уход в себя и созерцательность. Даже самый скромный и «домашний» ребенок в подростковом возрасте бунтует: это неизбежно, он пробует на прочность себя и мир вокруг, включая учителей и родителей.
В случае протестов со стороны подростка, против интересных и полезных, по мнению взрослых, занятий родителям и учителям, конечно, важно быть более гибкими и продумать различные варианты досуга и времяпровождения детей, как во время учебных занятий, так и в часы отдыха.
В первую очередь режим подростка должен быть постоянным и понятным самому ребенку. То есть взрослый может объяснить и обосновать, для чего делается какое-либо дело без упрёков и обвинений в адрес ребенка. Поскольку подросток склонен подвергать сомнению даже необходимость почистить зубы или ходить в школу он ждёт от взрослых аргументированного ответа на свои вопросы. Поэтому нужно всегда находить время на такие разговоры с подростком. В них он даёт понять, что на самом деле его тревожит, кто из взрослых является наиболее значимым для него и с кем он может обсуждать волнующие темы. Такое общение утвердит в ребёнке доверие к миру, чувство неодиночества и поддержки взрослого. Ведь несмотря на то, что в подростковом возрасте важнейшим занятием становится обучение и общение со сверстниками, каждый ребенок должен чувствовать заботу и внимание к своим проблемам и важным делам.
Во-вторых, каким бы незначительным, несерьёзным ни казалось увлечение, занятие подростка никогда не нужно его обесценивать. Даже если у ребенка не всегда и не все получается. От взрослого должна идти поддержка в любых начинаниях в сторону ребенка, а не уверенность в том, что подросток просто глупостями какими-то занимается. Такой посыл от окружающих может уничтожить весь изначальный творческий порыв даже самого уверенного в себе ребенка. Тем более, что подростки, чаще всего, страдают наоборот снижением самооценки.
Третье, что хотелось бы отметить. Как бы взрослый ни был занят, будь то учитель или родители, нужно наблюдать за ребенком, его радостями и горестями, его принципами, личностными особенностями, его интересами.
При этом стараться не лезть в душу ребенка с постоянными советами и замечаниями, что он делает что-то не так. Подросток уже в том возрасте, когда нужно давать возможность выбора тех занятий, которые важны для ребенка, которые его наполняют и дают выразить свой внутренний мир через деятельность. Чем глубже взрослый сможет со стороны пронаблюдать за ребенком, не вмешиваясь и не нарушая его так порой всем необходимого уединения, тем меньше будет оставаться подобных вопросов – как понять подростка и что ему может быть интересно.
Идёт набор в сертиф. терапевтическую группу для подростков от 16 до 20 лет. Группа аккредитована в ЕАРПП ECPP EGATIN МШГА. Часы засчитываются при сертификации индивид. и групп. психоаналитика. Четверг 16:00-17:30 (мск)
Екатерина Ларионова
Психолог - консультант, практикующий психотерапевт психоаналитического направления, групповой аналитик, духовно-центрированный лайф-коуч, мастер медитаций, счастливая мама и жена.