Добрый день, эта статья будет полезна вообще всем, и кто хочет повысить свою финансовую грамотность и у кого сложности с финансовым планированием как в обычной жизни, так и в бизнесе, и решением будет понимание своей точки безубыточности и как избежать кассового разрыва. Вы можете воспользоваться моими индивидуальными бизнес-консультациями или на бизнес курсе анализ бизнеса я детально прорабатываю подобные вопросы.
Если говорить простыми словами, то точка безубыточности - это финансовый показатель, ниже которого вы не можете работать или осуществлять свою деятельность как в бизнесе, так и в обычной жизни.
Формула точки безубыточности проста: точка безубыточности = все ваши минимальные расходы.
Минимальные расходы бизнес должен покрыть потенциальным доходом, заработком, если бизнес сразу не покрываете свои расходы доходом, то у бизнеса случается кассовый разрыв, это когда начисляется постоянный расход к оплате, но поступлений выручки нет.
Ниже приведу два примера расчета точки безубыточности и кассового разрыва:
- Для бизнеса;
- Для обычного человека
Пример расчет точки безубыточности, кассового разрыва для бизнеса на один условный месяц:
- Аренда – 1 000р.
- Закупка товара – 800р.
- Оплата лизингового платежа – 300р.
- Реклама – 200р.
- Налоги – 100р.
- Зарплата учредителя – 200р.
Итого начисленный расход составляет: - 3 600руб.
Предположим, что выручка бизнеса в условном месяце составила 1 000руб.
Значит кассовый разрыв составит 2 600руб. или убыток. По опыту этот расход компенсирует сам владелец бизнеса из собственных денежных средств или из привлеченного займа. По правильной логике ведения бизнеса кассовый разрыв неприемлем и говорит о проблемах в бизнесе, который живет не по своим средствам, или где проблемы с доходом, продажами. (см. 20 инструментов, как увеличить продажи)
В расчете выше точка безубыточности за условный месяц составляет 3 600руб. , это означает, что нельзя заработать бизнесу ниже этой суммы, т.к. иначе бизнес уйдет в убыток или произойдет кассовый разрыв, когда не хватит денег для покрытия элементарных платежей.
Расход в 3 600руб. может быть рассчитан в управленческой отчетности двумя способами:
- По начислению, это когда есть финансовое обязательство, но по факту вы его еще не оплатили. Например, бизнес еще не оплатил платеж по кредиту в конкретном месяце, но вы знаете, что этот платеж должен был быть оплачен;
- Кассовым методом, когда 3 600руб. – это уже фактически оплаченная сумма деньгами. В случае фактической оплаты деньги, как вариант, могут быть взяты из выручки текущего периода или нераспределенной чистой прибыли предыдущего периода.
Пример расчета выше печальный, но в бизнесе его можно предотвратить, если грамотно вести финансовый, управленческий учет. Многие думают, что вести управленческий учет – это удел только среднего и крупного бизнеса, а малому бизнесу это ни к чему и это только трата денег, это мнение большое заблуждение. Вести управленческий учет необходимо всем компаниям: мелкие, малые, средние, крупные, чтобы предвосхитить свои риски.
Решение для бизнеса:
Ситуацию выше можно предвосхитить и спасти за счет ведения стандартной управленческой отчетности. Приведу наименования этой отчетности, и что она минимум (расписал не все) показывает:
1. Баланс
Показывает:
- Дебиторскую задолженность – это кто должен нам (см. 12 ошибок ведения документооборота с заказчиками)
- Кредиторская задолженность – это кому должны мы
- Основные средства
- Займы
2. Отчет о прибылях и убытках
Показывает:
- Выручку
- Себестоимость
- Валовую прибыль
- Общие расходы
- Налоги
- Чистую прибыль
- Нераспределённую прибыль
3. Движение денежных средств (ДДС)
Показывает:
- Все фактическое движение денег в бизнесе в конкретном периоде времени
- Денежные средства на начало отчетного периода
- Денежные средства на конец отчетного периода
4. Отчет об изменении капитала
Показывает:
- Сколько, кто и когда забрал денег из чистой прибыли
- Резервные фонды (см. про резервные фонды и как их создавать в бизнесе)
5. Отчет KPI (см. что такое KPI и как его сформировать)
Показывает:
Основные метрики, показатели всего бизнеса за конкретный период
6. Бюджет движение денежных средств (БДДС) помогает прогнозировать движение денег, составляется по структуре ДДС
7. Платежный календарь – основа для планирования как доходов, так и расходов в бизнесе
8. Реестр платежей – это агрегатор всех заявок на планируемую оплату.
Точка безубыточности может считаться на день, неделю, месяц и, таким образом, вы декомпозируете расчет, и на первых днях понимаете и прогнозируете как вы закроете неделю или месяц, т.е. хватит ли вам заработанных денег на покрытие начисленных расходов.
Точка безубыточности – это основной и первый шаг для планирования выручки в бизнесе, т.к. бизнес не может зарабатывать меньше точки безубыточности. Точка безубыточности это волатильный показатель и важно его системно актуализировать, чтобы не уйти в минус в одном из периодов. По опыту встречал компании, где я рассчитывал точку безубыточности и сообщаю владельцу, что нельзя планировать выручку ниже этого показателя, а владелец отвечает: мы не сможем сделать больше... Если бизнес не может делать выручки больше точки безубыточности, то нужно сокращать расходы до приемлемого минимума или всячески делать действия для увеличения дохода.
Отдельным решением может быть банкротство юридического лица, но нужно учитывать, что всех подписантов документов: генеральный директор, главный бухгалтер могут привлечь к ответственности, а также к субсидиарной ответственности могут привлечь акционеров/владельцев бизнеса и их супругов в доле 50% (см. ниже)
Пример расчет точки безубыточности, кассового разрыва для обычного человека на один условный месяц:
- Коммунальные платежи – 100р.
- Аренда квартиры / Ипотека – 500р.
- Продукты – 800р.
- Транспорт – 200р.
- Интернет, мобильный телефон – 100р.
- Непредвиденные расходы – 200р.
Итого начисленный расход составляет: 1 900руб.
Предположим, что зарплата специалиста в условном месяце составила 1 000руб.
Значит кассовый разрыв составит 900руб. или убыток. По опыту этот расход компенсирует физическое лицо из кредитов или займов от родственников. Данный кассовый разрыв неприемлем и говорит о проблемах, когда специалист живет не по своим средствам или где проблемы с доходом.
В расчете выше точка безубыточности за условный месяц составляет 1 900руб., это означает, что нельзя получать доход ниже этой суммы, т.к. иначе будут копиться долги или произойдет кассовый разрыв, когда не хватит денег для покрытия элементарных платежей.
Решение для физического лица:
В данном случае важно сразу сократить расход и, конечно, работать над увеличением дохода, как вариант, сменить текущее место работы (см. видео, как найти работу, составить резюме, пройти собеседование и увеличить свою зарплату). Порой только при смене места работы можно уже можно увеличить свой доход. Далее можно бесплатно переобучиться в центре занятости (МФЦ) на более высокооплачиваемую профессию.
Хорошая новость для физических лиц, что если расходы продолжают накапливаться, начисляться, и у вас не хватает доходов для покрытия расходов, то вы можете самостоятельно инициировать свое банкротство через районное МФЦ, и не дожидаясь, когда по вам начнут работать коллекторы. На текущий момент времени обанкротить можно себя, если долгов у вас накопилось от 50 000руб. и до 500 000руб., но суммы свыше 500 000руб., это уже через суд. Обанкротить себя через МФЦ можно бесплатно и через подачу заявления.
Самостоятельное банкротство физических лиц также распространяется на индивидуальных предпринимателей (ИП), так как по закону ИП - это физическое лицо, и этот предприниматель отвечает всем своим имуществом всю жизнь (см. инструкцию про банкротство ИП и физического лица) . Да, всю жизнь, если сегодня просто закрыть свое ИП, и завтра устроиться в найм, а через год придет решение суда или требование от налоговой по закрытому ИП, то предприниматель будет уже отвечать как простой человек и будет выплачивать долги из своей зарплаты в найме, которую могут частично арестовать или могут арестовать машину, дачу, долю в квартире, где вы являетесь владельцем.
Еще важно отметить, что физическое лицо или индивидуальный предприниматель на момент кассового разрыва / невыполнения финансовых обязательств перед другими организациями или физическими лицами состоял(а) в браке, то их супруг или супруга несут также солидарную ответственность вместе с ним, но в пределах 50%. Расчёт участия в 50% формируется, если супруг или супруга не составили заранее брачного договора, контракта на другие условия. По закону в РФ супруг и супруги отвечают 50% / 50%, но имуществом, которое нажито в совместном браке.
Надеюсь, что статья полезная)
Благодарю за лайки и подписку!
Подготовил для вас полезную информацию:
1. Геофенсинг что это такое? 👉 (переходите по ссылке)
2. Как узаконить откат - это деньги, доход за продажи товаров и услуг. Легализация 👉 (переходите по ссылке)
3. Офшор и распространенные офшорные схемы. Классические 10 схем. Как бизнес и людии вообще не платят налоги 👉 (переходите по ссылке)
4. KPI - что это? Пример разработки ключевых показателей эффективности. Декомпозиция целей бизнеса. 👉 (переходите по ссылке)
5. Отдел продаж. Несоответствия, которые влияют на бизнес. Постановка отдела продаж и его контроль за счет предварительного анализа. 👉 (переходите по ссылке)
6. Как не платить или платить меньше налог 13% НДФЛ с продажи квартиры, машины и другого имущества.👉 (переходите по ссылке)
7. Банкротство индивидуального предпринимателя (ИП). Инструкция. Какие долги спишут, а какие нет👉 (переходите по ссылке)
8. Самозанятый, налоговый режим на профессиональный доход, все плюсы и минусы, как для физического лица, так и для бизнеса 👉 (переходите по ссылке)
9. Сравнение основных налоговых режимов бизнеса 👉 (переходите по ссылке)
10. Офшор и офшорные зоны, как бизнес и люди вообще не платят налоги 👉 (переходите по ссылке)
11. Оферта-договор. Способ уменьшить документооборот в бизнесе. Виды оферт и их акцепт. 👉 (переходите по ссылке)
12. Как узаконить откат - это деньги, доход за продажи товаров и услуг. Легализация. 👉 (переходите по ссылке)
13. Как не нести гарантийные обязательства перед покупателями.👉 (переходите по ссылке)
14. Как в бизнесе получать миллионы от заказчика и не платить с них налоги.👉 (переходите по ссылке)
15. Вариант решения, как уменьшить налоги в бизнесе через товарный знак.👉 (переходите по ссылке)
16. Как в арендном бизнесе не платить налоги.👉 (переходите по ссылке)
17. Основные 3 ошибки бизнеса интернет магазина и их решение👉 (переходите по ссылке)
18. Новый лайфхак в Instagram для бизнеса. Автоворонки! 👉 (переходите по ссылке)
19. Налоговая оптимизация в бизнесе онлайн школы Нутрициология: 👉 (переходите по ссылке)
20. Отдел продаж в онлайн школе. Несоответствия, которые влияют на бизнес.👉 (переходите по ссылке)
21. Бизнес онлайн школа, как не платить налоги 👉 (переходите по ссылке)
22. Как не слететь с упрощённой системы налогообложения, на общую систему налогообложения 👉 (переходите по ссылке)
23. Бизнес онлайн школа: неоформленные сотрудники, самозанятый, ип👉 (переходите по ссылке)
24. Как в бизнес привлечь новых клиентов и практически бесплатно! Мой опыт - партнерская программа.👉 (переходите по ссылке)
25. Самозанятый в вашем бизнесе. Стандарт работы, боли бизнеса, решения, на что смотрит налоговая (ИФНС) при проверках.👉 (переходите по ссылке)
26. Бизнес "частная школа" 1-11 класс. Анализ СРМ системы "Мой Класс" со "Школьным порталом" и с "Московской электронной школой" (МЭШ) 👉 (переходите по ссылке)
27. Большая проблема при покупке квартиры, дизайн проекте, ремонте, о которой не подразумевает владелец квартиры, дизайнер интерьера, строитель.👉 (переходите по ссылке)
28. Бизнес с нуля - дизайнерская одежда и ее пошив на производстве. Чек лист конкретных шагов запуска бизнеса.👉 (переходите по ссылке)
29. Налоги – 12 способов, как не платить или платить налогов меньше от старта бизнеса и до крупного бизнеса включая 10 офшорных схем. 👉 (переходите по ссылке)