Сегодня время, когда каждый человек себя продает. Так или иначе, нравится нам это или нет, но жизнь сейчас – это рынок. Но почему-то именно сейчас, когда по сути без продаж не обойтись, мы стали бояться продаж как огня.
Интересный факт: к бытовым продажам, например, в кофейне или в магазине мы относимся спокойно. Лояльно принимаем цену за капучино в 400 рублей или подорожавшее молоко за 100 рублей вместо привычных 50. Но на продажу себя и своих услуг у многих стоит табу.
Почему так?
Во-первых, у многих есть установки, что продавать – это стыдно, а делать безвозмездно - хорошо. Вспомните как нам говорили в детстве, что «надо делиться», когда нам не хотелось или «не высовывайся», когда делали что-то хорошо. А вот помочь бесплатно в нашей культуре даже поощрялось, потому что в таком случае, ты «хороший, самоотверженный и правильный». Вот только счастливый ли?
Делать что-то бесплатно сегодня – это про быть удобным. Мы живем во время рыночных отношений, где каждый получает за продукт своей деятельности деньги и тратит их на нужные ему вещи. А значит, если мы делаем что-то бесплатно, то мы тратим свой ресурс без компенсации. И, соответственно, беднеем и эмоционально, и материально.
Конечно, бывает такое, что ты делаешь что-то бесплатно с расчетом заработать в дальнейшем, но как часто вы покупаете за деньги то, что ранее получили бесплатно? Обычно, качество такой услуги должно настолько вам понравиться, что вы просто не готовы покупать у кого-то другого, но чаще всего про вас просто не вспомнят, когда нужно будет купить вашу услугу за деньги.
Во-вторых, боятся продаж обычно те люди, которые не чувствуют свою ценность. А ценность – это не что иное как совокупность уверенности в себе и своих навыках, а также знание рынка. Как давно вы проверяли рынок, на котором работаете? И если проверяли, то почему выбираете ориентироваться на нижнюю планку?
Получается, замкнутый круг, который многие не в силах разорвать: вы не уверены в себе, поэтому ставите низкую цену, а значит влияете на рынок и приучаете клиента к низкому прайсу. Ситуация становится привычной, и так вы стагнируете и не можете перейти на новый уровень, самостоятельно заставляя себя верить, что не стОите больше.
Но если задуматься, то рыночных цен в нашем привычном понимании на самом деле нет. Каждый из нас волен сам называть свою цену, приняв на себя риск не найти за нее покупателя. Но ведь есть шанс, что вы найдете, и он достаточно велик. Так почему бы не рискнуть?
Автор: Силина Анастасия
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru