Искусство лаковой миниатюры в Холуе, как и в других бывших иконописных центрах, опирается на особенности местного иконописания. В результате этой преемственности родился собственный, более свободный по сравнению с Палехом и Мстёрой, стиль, допускающий определенный реализм.
Мастера Холуя демонстрируют большую свободу в выборе сюжетов, отражающих современную жизнь. Лаковая миниатюра здесь появляется позже палехской и мстёрской: в 1930-40-е годы в работах холуйских мастеров чувствуется влияние этих двух центров.
В.А. Белов, талантливый последователь первого поколения художников лаковой миниатюры Холуя, стал духовным лидером для нескольких последующих поколений мастеров. Его работы являются жемчужинами нашей коллекции. Глубина и мощь образов В.А.Белова стали ориентиром для более молодых художников: П.А.Митяшина, Б.К.Новосёлова, А.А. Смирнова, Б.В.Харчевой, Н.М.Швецовой, В.И.Фоминой, Н.В.Стариковой, Б.В.Тихонравовой, В.Н.Седовой и других. Несмотря на индивидуальное своеобразие каждого мастера, можно говорить о том, что в их произведениях стиль холуйской лаковой миниатюры обрел свою зрелость и завершенность.
Коллекция лаковой миниатюры Холуя Всероссийского музея декоративного искусства насчитывает свыше 800 экспонатов и представляет работы лучших мастеров разных поколений. С достаточной полнотой представлены работы всех перечисленных художников. Большой интерес представляет раздел коллекции, посвященный творчеству современных мастеров, таких как В.К.Блинов, М.М.Веселов, В.М.Веселов, Л.Л.Никонов, С.Д.Захаров, демонстрирующих интересное развитие лаковой миниатюры Холуя и продолжающиеся стилистические поиски.