Найти тему
Naked Science

Все СМИ пишут о третьем случае сибирской язвы в России за неделю. Нам грозит новая эпидемия?

После недавнего обнаружения трех случаев заражения людей сибирской язвой в Чувашии и двух госпитализаций с подозрением на нее же Подмосковье (пока они не подтвердились) был госпитализирован человек, также контактировавший с заболевшими (приезжий из Чувашии).

Сибирская язва — довольно частая в России болезнь скота, которая периодически встречается и у людей. Ее вызывает Bacillus anthrac — довольно крупная бактерия, на воздухе образующая споры (не на воздухе спор она не образует, живет как обычная бактерия, а на воздухе — сразу дает споры, которые впоследствии могут привести к вспышке заражений), способные затем оставаться активными в почве как минимум десятки лет. К счастью, в большинстве случаев заболевание передается не по воздуху, а лишь через поврежденную кожу — как правило, от сельхозскота или почвы, в которой оставили свои экскременты и мочу зараженные животные.

Некогда (до конца XIX века) от сибирской язвы на планете умирали сотни тысяч человек в год. Только в России тогда ею заражалось 10-20 тысяч человек в год, и умирал каждый четвертый. Поэтому вторая в истории эффективная вакцина была разработана именно от сибирской язвы, еще Луи Пастером, правда — только для животных. Острота проблемы с этой болезнью в России привела к разработке в нашей стране первой в мире вакцины от сибирской язвы для людей (1940 год, военный разработчик, на платформе «живых» ослабленных спор). Массовое вакцинирование сельскохозяйственных животных в регионах, где сибирская язва является эндемиком (то есть специфической составной частью местной флоры и фауны, а не случайно занесена извне), постепенно радикально снизила встречаемость этой болезни.

Сегодня на планете регистрируется всего две тысячи случаев заражения сибирской язвой в год, смертность составляет сотни человек. Обе эти цифры были бы еще значительно ниже, если бы не тот факт, что основная зона этого заболевания сегодня — Африка, где, в силу дефицита действенных государственных аппаратов, проблематично с вакцинацией и ветеринарным контролем.

Что касается случая заболевания в Подмосковье, то важно понимать: это не передача от человека к человеку, сибирская язва так не передается (к счастью). Заразиться можно после прямого контакта с больным животным или продуктами его жизнедеятельности. Если спора попадет в микротравмы кожи, то получим кожную форму заболевания (>95% случаев, летальность 20-25%). Если съесть непрожаренное мясо инфицированного животного, будет кишечная форма заболевания (летальность до 50%). В редких случаях, при большом количестве спор в воздухе, может развиться легочная форма болезни, у которой летальность без лечения может превысить 90%.

Теоретсически болезнь лечится антибиотиками и, при острых формах, антитоксинами (к токсинам бактерии Bacillus anthrac). На практике распознать заболевание непросто (если вы не врач), особенно если поражение случилось не через кожу, а через кишечник или легкие. Поэтому лечение часто запаздывает. Если у человека есть риск контакта с возбудителем, он может быть вакцинирован, но риск в наше время так мал, что реально мало кто вакцинируется.

Серьезные шансы на «эпидемию» есть только там, где кто-то допустил утечку биологического оружия на основе спор сибирской язвы, как было в Свердловске в 1979 году (64 погибших). На сегодня, насколько можно судить, такими видами оружия никто не располагает, а без него инфекция, не передающаяся от человека к человеку, эффективно подавляется в любой стране с качественным ветеринарным контролем.

Это не значит, что летальные случаи исключены — особенно в малонаселенных зонах, где заниматься ветеринарным контролем особенно некому. При подобных обстоятельствах в 2016 году заразился и умер ребенок на Ямале (кишечная форма). Поэтому, находясь в таких местах, важно осторожно относиться к непрожаренному мясу и тушам павших животных.