После революции и фактического запрета на занятия иконописью мастера Палеха освоили искусство лаковой миниатюры, создав собственный узнаваемый стиль. В 1924 году бывшие иконописцы объединяются в Артель древней живописи. Уже в 1920-е годы художники Палеха с большим успехом принимали участие в выставках, в том числе международных (в Венеции в 1924 году и в Париже в 1925 году), были отмечены высокими наградами, а по итогам венецианской выставки палешанам предлагали открыть школу лаковой живописи в Италии.
Условный художественный язык, унаследованный от иконописной традиции, совершенство техники, богатство колорита формировали стиль нового искусства Палеха. В миниатюрах гармонично сосуществовали действительность и вымысел.
Наряду с лаковой миниатюрой палешане создавали книжные иллюстрации, театральные декорации, участвовали в росписи и оформлении советских учреждений, в создании мультипликационных фильмов. Универсальность художников проявлялась в работе с различными материалами: фарфором, металлом, камнем, стеклом.
С 1926 года при Артели древней живописи было организовано обучение. На рубеже 1920-1930-х годов была открыта профтехшкола, реорганизованная в 1935 году в художественный техникум, а с 1936 года в Палехское художественное училище им.М.Горького, существующее до сегодняшнего дня.
Палехская коллекция представлена в музее более чем 800 экспонатами.
В собрание входят работы нескольких поколений мастеров, начиная от создателя палехского стиля – выдающегося художника Ивана Голикова (1887-1937). Формирование коллекции продолжается и сегодня.