Найти в Дзене

«Эта "тряпочка" несет нас по небу, как ковер-самолет» 🪂 Как мотопарапланеристы обогнули Байкал за 14 дней

Оглавление

Первую экспедицию вокруг Байкала по воздуху совершила команда пилотов на мотопарапланах. Шесть спортсменов стартовали из Култука второго марта, до финиша добрались только трое. Из-за чего участники сошли с дистанции, почему экспедиция заняла 14 дней вместо шести и какие сюрпризы им приготовил Байкал?

Иллюстрация: Первый Байкальский
Иллюстрация: Первый Байкальский

Зима 2023 года выдалась богатой на кругобайкальские путешествия. В феврале-марте озеро Байкал огибали сразу три разные команды: четверо иркутян на вездеходах, двое путешественников из Омска и Москвы – пешком по льду, а также команда опытных пилотов – на мотопарапланах. Экспедиция по воздуху стартовала второго марта из поселка Култук, спортсмены облетели Байкал по периметру против часовой стрелки за 14 дней, проделав путь в 1600 километров. Теперь они попадут в «Книгу рекордов России».

«Карлсоны» на Байкале

История этой экспедиции началась еще в 2020 году. Именно тогда известная команда мотопланеристов из клуба «Игра гравитации» совершила полет от Санкт-Петербурга до Владивостока за 69 дней и установили мировой рекорд по дальности полета на мотопараплане (9735 км). Во время той экспедиции состоялось их первое знакомство с Байкалом.

– Мы зашли на территорию Иркутской области и сделали промежуточную посадку в населенном пункте Утулик. Там познакомились с Байкалом, он нас очаровал и пленил. Родилась идея облететь его, – вспоминает Игорь Потапкин, мастер спорта международного класса, руководитель экспедиции.

-2

Для команды это первый зимний перелет, поэтому готовились к нему особенно тщательно. Некоторые пилоты отказались от участия еще на этапе подготовки. В итоге на старт вышло шесть человек в пяти экипажах (Игорь Потапкин и его жена Наталья Шитайло летели на двухместном паралете).

Параплан – это сверхлегкий летательный аппарат с крылом, позволяющий планировать в воздухе. Отличается от парашюта тем, что создан для горизонтального полета, а не вертикального спуска. Мотопараплан – это параплан, снабженный мотором, что позволяет ему взлетать с любой поверхности (а не только с холмов и гор), набирать высоту и не подстраиваться под погоду. Паралет дополнительно оснащен колесной либо лыжной тележкой.

– Мотопараплан – это ранцевая установка. Ты, как Карлсон, надев на спину рюкзак с пропеллером, разбегаешься, набираешь скорость и взлетаешь, – объясняет Игорь Потапкин. – В воздухе находишься со средней скоростью 40 км/час, обдуваемый всеми ветрами, в том числе набегающим потоком. Кабина открытая, а крыло параплана – это «тряпочка», которая несет тебя по небу, как ковер-самолет.

Запас топлива позволяет находиться мотопараплану в небе около двух часа. Но байкальская погода внесла свои коррективы. По словам участников, уже через час они замерзали, остывала голова и руки, даже грелки не спасали. «Полтора часа – это уже люто, нужно садиться», – признается Игорь Потапкин. В воздухе пилоты согревались, делая движения ногами и руками. Помимо многослойной одежды, бафа, солнцезащитных очков и шлема надевали химические грелки для рук, у одного из участников был жилет с подогревом.

– А меня спасал «фартук», – рассказывает Наталья Шитайло. – Я впереди сижу, и Игорь придумал для меня такой виндстоппер, чтобы защитить от набегающего потока ветра.

Маяк в поселке Турка (Бурятия) пилоты признали самым красивым местом на Байкале. Фото из архива участников
Маяк в поселке Турка (Бурятия) пилоты признали самым красивым местом на Байкале. Фото из архива участников

В день экипажам удавалось совершить по 2-4 перелета. Чтобы трек экспедиции не прерывался, спортсмены взлетали с того места, где приземлялись. А приземлялись они каждый раз на лед.

– Когда снижаешься, сначала делаешь облет, смотришь, чтобы не было торосов, бугорочков, трещин. Выбираешь направление против ветра и делаешь посадку, – объясняет руководитель проекта. – Взлететь с чистого льда тоже сложно. Он настолько скользкий, что ноги разъезжаются, можно упасть. А паралет крутится на лыжах, нужно, чтобы его придерживали на старте.

В итоге 1600 километров вокруг Байкала мотопланеристы прошли за 21 перелет.

БУРЯ В СТАКАНЕ

Команда планировала облететь Байкал за шесть дней, но из-за погодных условий экспедиция растянулась на 14 дней. Лететь можно было только в окошки, которые предоставляла капризная байкальская погода.

– Когда мы собирались в экспедицию, один из друзей сравнил Байкал с бурей в стакане. Мы это почувствовали. Приходилось постоянно мониторить погоду, вести навигационные расчеты, нас сопровождала метеорологическая команда «Фобоса» (крупный центр погоды. – Прим.ред.), – продолжает Игорь Потапкин. – Приборы показывали, на какой высоте и с какой скоростью мы перемещаемся. Так мы понимали, до куда можем долететь, зная, где разбросаны ближайшие места остановок и ночевок. Спасатели и зональный центр полетов были предупреждены о наших передвижениях.

Состав экспедиции «Байкальская кругосветка на мотопарапланах»:
1. Игорь Потапкин – руководитель проекта «Байкальская кругосветка», мастер спорта международного класса, двухкратный чемпион мира, руководитель клуба «Игра гравитации»
2. Наталья Шитайло – мастер спорта России в сверхлегкой авиации
3. Игорь Коновалов – рекордсмен мира в классе «одноместный паралет» 
4. Данил Князьков – пилот клуба «Игра гравитации» 
5. Виталий Решетняк – мастер спорта России в сверхлегкой авиации
6. Алексей Герин – пилот клуба «Игра гравитации»

На западной стороне Байкала коварный циклон приостановил экспедицию на целых три дня. В районе мыса Елохин команда столкнулась с аномальным ветром.

– Чуть паралет наш не унесло – такой был ветер! – рассказывает Наталья Шитайло. –  Три дня мы провели на кордоне Байкало-Ленского заповедника, пережидая непогоду, инспектор Юрий нас спас.

Осуществить такой проект летом было бы невозможно, потому что взлетать и приземляться на берег озера сложно. А вот лед Байкала – это отличная «посадочная полоса»
Осуществить такой проект летом было бы невозможно, потому что взлетать и приземляться на берег озера сложно. А вот лед Байкала – это отличная «посадочная полоса»

– Мы были предупреждены о ветре, МЧС прислало сводку, – добавляет Игорь. – Самое интересное, что, когда мы приземлялись, снега было по колено. Ночью начался ветер, даже машины раскачивало. Утром проснулись – снега нет. Все выдуло, чистый лед.

Иногда ветер, наоборот, помогал пилотам и «подгонял» в пути. Так, максимальная скорость паралета по ветру составила 100 км/час (а минимальная против ветра – 13 км/час). Высота полета варьировалась от 2 до 1000 метров. Опускаться вниз приходилось, чтобы избежать турбулентности. С небольшой высоты можно было помахать рыбакам, разглядеть хивус и даже совершить запрещенный на земле маневр — обгон сверху.

– Когда я летел на малых высотах, Байкал настолько завораживал, что приходилось контролировать себя, чтобы не потерять высоту и не воткнуться в этот лед, – признается Данил Князьков.

Новый рекорд в копилку

За воздушной командой следовала по льду машина сопровождения (арендованные снегоболотоходы «Трэколы»). Они везли топливо, экспедиционный груз, в том числе палатки, коврики, спальники. К счастью, разбивать лагерь на льду ни разу не пришлось – ночевали прямо в вездеходах.

– Это действительно непросто: каждый день ты встаешь и понимаешь, что сейчас поднимешься в небо и будешь бороться с холодом, замерзать, преодолевать себя. Хорошо, что была возможность хотя бы просыпаться и завтракать в тепле, – говорит Данил Князьков.

На борту паралета размещался небольшой груз: термосы, еда, запас топлива и набор для выживания на тот случай, если машины сопровождения отстанут (а такое случалось).

Обед на льду Байкала. Справа налево: Данил Князьков, Наталья Шитайло, Игорь Потапкин. Эти трое участников дошли до финиша
Обед на льду Байкала. Справа налево: Данил Князьков, Наталья Шитайло, Игорь Потапкин. Эти трое участников дошли до финиша

– Допустим, если нас куда-то унесло – с нами топорик, спички, газовая горелка, аптечка. Как-то приземлились мы раньше [машин сопровождения], накололи льда, достали газовую горелку, вскипятили воду. Это было как раз в тот день, когда мы забыли термосы, – рассказывает Игорь Потапкин. – На крайний случай, всегда есть крыло [параплана] – это импровизированная палатка, можно накрыться и согреться, оно непродуваемое.

На старте экспедиции было шесть пилотов, до финиша дошли трое: это Игорь Потапкин, его жена Наталья Шитайло и Данил Князьков. Остальные сошли с маршрута: кто-то вернулся домой, а кто-то сопровождал экспедицию до конца в группе наземной поддержки.

– У одного летательного аппарата случилась поломка, отказал двигатель. Он сделал вынужденную посадку, сел на поле торосов, немного поломал шасси и не смог продолжить полет. Сам пилот, Игорь Коновалов, не пострадал. Он сопровождал экспедицию на земле, был диспетчером, вел фото- и видеорепортажи. Благодаря наземной команде два экипажа дошли до финиша, без них мы бы не одолели эту дистанцию, – подчеркивает Игорь Потапкин.

Когда мотопланеристы финишировали в Култуке 16 марта, им позвонили спасатели: «Поздравляем, мы не верили, что вы пройдете маршрут. Потому что знаем этот регион, сами летаем, спасаем».

В истории Байкала еще никто не совершал кругосветку по небу. Поэтому пилоты намерены подать свое путешествие в «Книгу рекордов России» и в федерацию, которая фиксирует авиационные рекорды.

Летом 2022 года эта команда поставила еще два рекорда. В июне состоялась воздушная экспедиция «От Белого до Черного моря», к ней присоединился знаменитый путешественник Федор Конюхов. В ходе экспедиции было зарегистрировано два мировых рекорда дальности беспосадочного полета: 1039,7 км на двухместном паралете (Игорь Потапов и Федор Конюхов) и 1059 км на одноместном паралете (Игорь Коновалов).

– Передать ощущения полета – сложно. А передать ощущения полета над Байкалом – вообще невозможно. Если сказать откровенно, завидуем сами себе, – подытожил Игорь Потапкин.