Найти тему
Кофе с Кандинским

Портрет русского императора в резиденции английских королей

В 1816 году знаменитый английский портретист Томас Лоуренс написал портрет Александра I, самого влиятельного правителя после наполеоновских войн. Как возникла такая идея и почему русский властитель заинтересовал британцев?

Томас Лоуренс. Портрет Александра I. 1816. Виндзорский замок
Томас Лоуренс. Портрет Александра I. 1816. Виндзорский замок

Томас Лоуренс был придворным портретистов английского короля Георга IV, его дарования весьма ценились британским монархом. В свою очередь Георг был человеком с фантазией и по окончании наполеоновских войн решил увековечить славу держав-победителей. И своей официальной резиденции – Виндзорском замке – создать мемориальный зал славы.

Идея зародилась в 1814 году, и Георг IV поручил Лоуренсу рисовать именитых гостей, в том числе русского императора, прибывшего в Лондон 7 июня 1814 года.

Сам же «Зал Ватерлоо» был создан путем перекрытия внутреннего двора Виндзорского замка огромным сводом – как раз при Георге IV проводилась масштабная реконструкция, позволившая осуществить такую перестройку. Но окончательный результат сам Георг так и не увидел, работы по устройству зала Ватерлоо завершились уже при Вильгельме IV (1830-1837).

Помимо портрета Александра I интерьер украшают портреты Георга III, Георга IV, Вильгельма IV, герцога Веллингтона, фельдмаршала фон Блюхера, императора Австрии, королей Пруссии и Франции, и папы Пия VII. Кстати, именно идея Зала Ватерлоо и вдохновила Александра на создание Галереи 1812 года в Эрмитаже.

-4

На портрет русский император предстает в образе воина и монарха одновременно: на нем мундир фельдмаршала, военная шинель и шляпа с плюмажем лежат неподалеку. На груди Александра звезда ордена Святого Андрея Первозванного и другие награды. За спиной императора клубится дым сражений.

С портретом связана забавная история: известно, что Лоуренс решил изменить положение уже написанных ног императора, и в какой-то момент изумленные придворные и сама модель наблюдали на картине Александра с четырьмя ногами.

Инталия. Первая половина 19 века. Государственный Эрмитаж
Инталия. Первая половина 19 века. Государственный Эрмитаж

После наполеоновских войн Александра I часто представляли в образе великого полководца причем не только в парадных мундирах, но и в античных одеяниях. Стиль неоклассицизм (во Франции его называли Ампир) опирался во многом на античное искусство. Например, на этой инталии русский император показан в одном ряду с Юлием Цезарем и Александром Македонским - что, как по мне, довольно забавно.

Скульптор Иван Мартос тоже представил императора в образе древнеримского воина, увенчанного лавровым венком и в тоге. Получился прекрасный и очень комплиментарный портрет:

Иван Мартос. Портрет Александра I. Государственный Эрмитаж
Иван Мартос. Портрет Александра I. Государственный Эрмитаж

Императора Александра I изображали довольно часто и в живописи, и в гравюре и в декоративно-прикладном искусстве. Если история этого монарха и его портреты вам интересны, напишите в комментариях - у меня собрана довольно внушительная коллекция работ с ним связанных, и я могу сделать еще посты по этой теме.