В 1816 году знаменитый английский портретист Томас Лоуренс написал портрет Александра I, самого влиятельного правителя после наполеоновских войн. Как возникла такая идея и почему русский властитель заинтересовал британцев?
Томас Лоуренс был придворным портретистов английского короля Георга IV, его дарования весьма ценились британским монархом. В свою очередь Георг был человеком с фантазией и по окончании наполеоновских войн решил увековечить славу держав-победителей. И своей официальной резиденции – Виндзорском замке – создать мемориальный зал славы.
Идея зародилась в 1814 году, и Георг IV поручил Лоуренсу рисовать именитых гостей, в том числе русского императора, прибывшего в Лондон 7 июня 1814 года.
Сам же «Зал Ватерлоо» был создан путем перекрытия внутреннего двора Виндзорского замка огромным сводом – как раз при Георге IV проводилась масштабная реконструкция, позволившая осуществить такую перестройку. Но окончательный результат сам Георг так и не увидел, работы по устройству зала Ватерлоо завершились уже при Вильгельме IV (1830-1837).
Помимо портрета Александра I интерьер украшают портреты Георга III, Георга IV, Вильгельма IV, герцога Веллингтона, фельдмаршала фон Блюхера, императора Австрии, королей Пруссии и Франции, и папы Пия VII. Кстати, именно идея Зала Ватерлоо и вдохновила Александра на создание Галереи 1812 года в Эрмитаже.
На портрет русский император предстает в образе воина и монарха одновременно: на нем мундир фельдмаршала, военная шинель и шляпа с плюмажем лежат неподалеку. На груди Александра звезда ордена Святого Андрея Первозванного и другие награды. За спиной императора клубится дым сражений.
С портретом связана забавная история: известно, что Лоуренс решил изменить положение уже написанных ног императора, и в какой-то момент изумленные придворные и сама модель наблюдали на картине Александра с четырьмя ногами.
После наполеоновских войн Александра I часто представляли в образе великого полководца причем не только в парадных мундирах, но и в античных одеяниях. Стиль неоклассицизм (во Франции его называли Ампир) опирался во многом на античное искусство. Например, на этой инталии русский император показан в одном ряду с Юлием Цезарем и Александром Македонским - что, как по мне, довольно забавно.
Скульптор Иван Мартос тоже представил императора в образе древнеримского воина, увенчанного лавровым венком и в тоге. Получился прекрасный и очень комплиментарный портрет:
Императора Александра I изображали довольно часто и в живописи, и в гравюре и в декоративно-прикладном искусстве. Если история этого монарха и его портреты вам интересны, напишите в комментариях - у меня собрана довольно внушительная коллекция работ с ним связанных, и я могу сделать еще посты по этой теме.