Художник, писавший простые сюжеты в духе соцреализма, но со своим особым стилем, который скорее всего ближе к остросовременному модерну. С одной стороны в творчестве Дейнеки присутствует монументальная академичность, некая плакатность в восприятии образа советского человека - молодого, атлетичного, энергичного, готового к труду и обороне. С другой стороны, абсолютная искренность, индивидуальность образов советских людей, готовых трудиться на стройках , пахать в поле, спускаться в шахты и строить социализм с выражением счастья и полной веры в происходящее.
Дейнека и сам искренне верил в социалистический путь развития общества , поэтому и писал картины масштабно, заряжая своим энтузиазмом. Дейнека - мастер движения - у него всегда свое понимание времени и пространства, устремленного в будущее. Художник любил передавать сложные движения, активные действия, смелые ракурсы и это завораживает в живописи.
Дейнека окончил Харьковское художественное училище, после революции работал фотографом в уголовном розыске Курска, потом стал работать художником-оформителем: создавал всевозможные агитационные плакаты и театральные декорации. После гражданской войны учился во ВХУТЕМАСе, был знаком с Маяковским, с которым очень совпал в творческих задачах. В это время художник увлекается и кубизмом, и символизмом, и футуризмом , но выбирает мастерскую Владимира Фаворского. Дейнека в живописи, также как и Маяковский в литературе, был освобожден от всего лишнего, ненужного. В его картинах всегда присутствует чёткий рисунок, лаконичность.
Самые плодотворные годы для Дейнека - 1930-е. Как художник - оформитель работал над декоративным панно в Театре Красной армии и расписывал станцию метро «Маяковская». Признавая его заслуги, ему доверили поехать в капстраны, где он написал замечательные картины, иллюстрируя жизнь обычных людей, виды городов, портреты. Дейнека очень разный, многогранный художник с особым восприятием той эпохи.
В годы Второй мировой войны Дейнека пишет впечатляющее полотно «Оборона Севастополя». Особо выделила бы трагическую картину «Сбитый ас».
Но после войны та легкая модернистская манера Дейнека написания картин уже не воспринимается. Обычный соцреализм был объявлен единственно верным художественным направлением. Художник продолжал искать новые идеи, соответствующие эстетическим требованиям исторической действительности. Совершенно очаровательная картина «Выходной день», появляются лирические пейзажи и даже НЮ на грани , которые восхищают смелостью, искренностью и воспеванием красоты человеческого тела.
В позднем творчестве Дайнеко увлекла мозаика.
Художник вошел в историю искусств не просто как живописец советского времени, а как художник с постоянным устремлением к идеалу, равный художнику эпохи Возрождения.
Текст: Ольга Клапцова