Найти тему

Что значит «исключённое» в системе, и как это влияет на процессы в организации

Вопрос: что такое исключённое? Правильно ли я понял, что исключено — значит, находится под неосознанным запретом? То есть, если я из здорового осознанного состояния его не создаю — это не исключено.

Ответ:

Исключённое — это то, на что я (или мы, если говорить об оргсистеме) не хочу смотреть, не хочу иметь дело или  неприемлю, то есть присутствует эмоциональная реакция отторжения. Эта реакция может быть явной или бессознательной: срабатывание защитных механизмов фильтрации, вытеснения, диссоциации, которые легко перепутать с осознанностью.

Исключение происходит тогда, когда чувства, связанные с объектом (событие, человек), слишком болезненны и могут разрушить систему — как отдельного человека, так и организацию.

Например, в организации происходит массовое сокращение, это подняло волну чувств и эмоций, но не обрабатывается, то есть не организовали процесс проживания, компенсации в организации. Люди в своём страхе попасть под сокращение затаились и переваривали его как могли. Руководство не стало смотреть на этот страх, и просто пошло дальше, потому что контакт с этим страхом резонирует и поднимает собственный страх. Страх остался, а страх компенсируется как раз насилием: как моральным, так и физическим. Рано или поздно оно вылезет.

Поэтому
вопрос не в том, чтобы исключённое не создавать (оно может создаваться автоматически). Вопрос в том, чтобы происходящее видеть и обрабатывать, а не отворачиваться. Тогда оно не будет исключаться.

В примере про сокращения возможные варианты действий руководства для обработки происходящего:

а) хорошие компенсации — мы признаём, что вам больно, мы балансируем это деньгами. Это затратно в текущем моменте, но сильно облегчает движение организации в будущем.
б) организация внешнего канала для сброса чувств. Например, приглашение сторонней команды для обработки этого процесса. При этом команда зайдёт системно младшей, и у неё будет доступ к тому, чтобы это обработать легче.
в) организация процесса внутреннего контейнирования, когда это происходит внутри системы, без внешних по отношению к системе объектов. Когда-то в ситуации, когда пришлось сокращать массово персонал, мы организовали приём руководства — сделали на троих график приёма, сотрудники приходили, предъявляли свои чувства: высказывали претензии, плакали, жаловались, а мы контейнировали.

Автор: Татьяна Иванова, психолог

Больше интересного от автора по этой теме:

https://t.me/psydynamics
https://psydynamics.ru/