Пишу после статьи в «Кинжале». Это очень хороший, добротно сделанный журнал. Статья о том, что делать сотрудникам, если их заставляют работать в выходные.
Речь о смм-щиках, то есть офисных сотрудниках. Которые с понедельника по пятницу работают по обычному офисному графику, а в свободное время что-то делают по проектам «в нагрузку». Естественно, без доплаты. В компании сформирована философия «у нас так принято». Иногда это называют «часть корпоративной культуры».
Статья «Кинжала» давала очень долгий, подробный ответ, что делать.
Сначала советовали проблему «подсветить». То есть оповестить руководство, что для сотрудников такой график – проблема.
Действительно, а то он сам-то не догадывается, что по выходным люди должны отдыхать.
В руководстве обычно все понимают и обо всем догадываются. Что никто не хочет работать в выходные, что надо регулярно пересматривать зарплату и т.д.
Могут не делать этого по своим причинам, но понимают точно.
После подсвечивания проблемы советовали предложить руководству выгоду. Например, в выходные дни отвечать на задачу не сразу, а в течение 4 часов. Кинжал пишет, что это и сотруднику выгодно: в этом случае сотрудник сможет не дергаться от уведомлений каждую секунду, только раз в 4 часа. За 4 часа можно наотдыхаться.
Я довольно нервно отношусь к своему личному времени и вообще ко всему этому работа-жизнь-балансу. Вариант отвечать не круглосуточно, а раз в 4 часа по выходным для меня это примерно как предложение, что тебя будут бить дубинкой не постоянно, а с перерывами. Если у человека есть убеждения, что бить в принципе никого нельзя никогда, то ему оба варианта одинаково не подходят.
Не «Один вариант хуже, а другой лучше», а оба не подходят, понимаете?
Единственным нормальным решением предложили сдвинуть график: чтобы часть сотрудников работала со среды по воскресенье. Наверное, кому-то это подойдет.
Интересен сам подход Кинжала: это руководство создало проблему, это руководство взрастило «корпоративную культуру», в которой зачем-то работают по выходным. И это сотрудники должны устраивать мозговой штурм, пытаясь понять, как сделать ЕЩЕ выгоднее работодателю.
А когда-то Кинжал взлетел именно как издание, которое против достигаторства и которое дает человеко-ориентированный ответ на сложный вопрос.
В конце статьи возник риторический вопрос: подумайте, кого на рынке больше, смм-щиков или работодателей? Видимо, это интерпретация классического вопроса «Да кому ты нужна?». Как человек, имеющий отношение к обучению сотрудников, смею заверить, что хороший смм-щик (как и любой хороший специалист) не пропадет, работодателей на его век хватит. Сколько же денег вкладывают компании в подбор, обучение и удержание сотрудников… В подбор, обучение и удержание, а не в то, чтобы их повыгонять.
Если ваш муж вас бьет или оскорбляет, ему не нужно доносить, что вам больно. Он и сам знает, но его это не остановило. Работодатель также понимает, что в выходные вы хотите отдыхать, а не бесплатно работать. Доносить это с видом ученого, только что совершившего открытие века, тоже не надо.
Есть простой способ проверить, это корпоративная культура такая или руководство немножко потеряло берега. Называется «Трудовой кодекс».
Почитать еще: