Хотела вам сегодня про эрикаэ рассказать – процедуру перехода из майко в гейко. Но полезла в тему, углубилась и поняла, что начинать надо не со «смены воротника». Начинать надо с мидзуагэ. Тема деликатная и неоднозначная. Всё, как я люблю, короче. Поехали!
Изначально, еще до того, как в Японии запретили проституцию (в 1958 г.), у гейш и юдзё существовал обычай мидзуагэ. Грубо говоря – продажа девственности.
Сам термин весьма поэтичен и его можно перевести как «спуск лодки на воду» или «первый улов». Если с уловом все понятно, то про лодку поясню. Есть такая чудная антология японской поэзии «Манъёсю». Составлена она в середине 8 века. Так вот, в стихах того периода очень часто девственниц поэтично называли «лодками, не спущенными на воду». Ну красиво же ж? Красиво. Мне, по крайней мере, нравится. Вот оттуда этот образ и пошел.
Ладно, отвлеклась. Едем дальше.
Если с проститутками всё понятно (сложно проститутствовать, если не лишилась девственности), то как это все с гейшами-то связано? Мы же с вами помним, что гейшам официально было запрещено иметь сексуальные отношения с клиентами. И тут на сцену выходит Его Величество Обряд! Один из древнейших в истории человечества. Обряд инициации.
Про инициацию у разных народов мира я могу говорить много и долго. Особенно про мужчин. У одних племен резцы наживую рвали. В других мальчик должен убить самое опасное местное животное (волк, медведь, ягуар, тигр... список огромен). У третьих чтобы стать мужчиной, необходимо пройти процедуру шрамирования и набивки татуировки. Вариантов масса.
Женщинам тоже досталось. Татуировки, пирсинг, обрезание, спиливание зубов, лишение девственности. Последнее – самое простое и безопасное. Как раз этот реликт и дожил... да почти до наших дней дожил-то. Хотя сразу оговорюсь, в современной Японии ни о какой продаже девственности речь идти не может. Это незаконно.
Поняли, приняли. Продолжаем.
Итак, чтобы стать гейшей, майко должна была лишиться девственности. И это весьма логично еще и с позиций терминологии. Майко – «танцующее дитя». А разве ребенок может быть полноценным работником? Нет. Подмастерье должен стать мастером. Это во всех профессиях так.
В общем, когда приходило время, окаа-сан тщательно выбирала кандидата на роль лишателя девственности. Потому что во-первых, в девочку было вложено уже очень много денег. Нельзя портить и калечить такую инвестицию. Риск должен быть минимален. А во-вторых, лишатель вполне мог перейти в категорию данна. Про этих товарищей я еще отдельный пост сделаю. Очень интересная тема.
Что ж. Кандидат выбран. Теперь ему пересылается маленькая рисовая пироженка с красным пятнышком. Отказаться от угощения мужчина не мог. После такого оскорбления фиг бы он еще когда смог нанять гейшу из этой окия. Хотя вот быть потом данна мужик мог и отказаться. Так как это очень накладно в плане финансов.
В назначенный день происходила сама процедура мидзуагэ. К сожалению, я нигде не нашла описания именно ритуальной стороны вопроса. Знаю только, что с мужчины за этот процесс деньги брали. А еще могли аукцион устроить.
После мидзуагэ майко уже могла спокойно заниматься подготовкой к эрикаэ – смене воротника. Обычно разрыв между двумя этими мероприятиями был небольшим.
В настоящее же время за мидзуагэ символически считается момент выхода гейшей замуж. Еще попадалась информация, что сейчас этот термин применяют к первому выходу майко, на котором она зарабатывает достаточно денег на покупку нового пояса-оби. А стоит он очень много.
Вот такое вот выкопалось. Когда буду про юдзё рассказывать, о мидзуагэ тоже пару слов скажу. У проституток с этим обычаем свои особенности были.