Такие фильмы, как норвежский “Ночной трамвай”, при сегодняшних тенденциях всегда имеют шансы на награды. И ведь не сказать, что какой-то невероятный сюжет. Но в духе времени. Точнее, в духе тех, кто громче заявляет о себе в этом периоде.
Водитель трамвая остановился на кольце и пошел в туалет, отказавшись пустить в салон карлицу. По правилам не положено, чтобы пассажиры находились внутри, пока рулевой отсутствует. Но женщина все же раздвинула двери и зашла. Хотела закрыть за собой. А как это сделать? Нажимать на все подряд кнопки. Так и научилась водить. В общем, увидев разгневанного водителя, она просто угнала трамвай.
Тут, конечно, вспоминается прежде всего лирическая комедия Луиса Бунюэля, снятая в мексиканский период, “Иллюзия разъезжает в трамвае”. Там два пьяных мужика угнали трамвай из своего депо и отправились в путешествие. Возможно, именно эта лента вдохновила Альдо Фабрици на свою комедию “Угнали трамвай”, вышедшую двумя годами позже. Но раз уж сейчас у нас кругом импортозамещение, то припишем все лавры вообще Николаю Гумилеву, который еще в 1920 году написал “Заблудившийся трамвай”:
Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!
И вот в наши дни угоняют трамвай в заснеженной Норвегии. Женщина даже делает остановку, принимая новых пассажиров. Среди них девушка с мужскими чертами лица. Этой маскулинности почему-то не замечает мужик, который начинает клеиться к ней. Пока не поймет, что это он. Просто в колготках и парике. Сам обознался, сам начал быковать, оскорблять тихого извращенца. Крайне неприятный народ эти натуралы, хочет сказать нам автор. Ух, какие грубые они!
А в трамвай Бунюэля вошла бы просто девушка. И, конечно, она была бы прекрасна, как тот старый кинематограф. Нет, это не трамвай заблудился. Это авторы сбились с курса. Лишь бы ориентацию не потеряли.
Читайте также: Горловские артисты о прифронтовой жизни